Найти тему
SOTA

Как провести публичное мероприятие и не сесть

Это инструкция для тех, кто решит пойти на митинг, и для тех, кто решит организовать свой. Штабы Навального охватывают не все города, зачастую активисты организовывают всё сами. Поэтому рассказываем не только о правилах поведения, но и о правилах организации.

Организация.

1. Первым делом нужно определиться с организатором, потому что не каждый может им быть.

Поэтому смотрим в закон*, который нам говорит, что организаторами могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – достигшие 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения.

Но закон и для этих лиц содержит ограничения. Здесь важно быть внимательным, так как из-за «неправильного» организатора в проведении мероприятия могут отказать. А задача любой организации – сделать всё        идеально с точки зрения закона. Чтобы властям было сложнее придраться, и чтобы в ЕСПЧ легче было доказать свою невиновность.

Итак, организатором не может быть:

1) недееспособный или ограниченно дееспособный человек, а также тот, кто находится в местах лишения свободы;

2) человек, у которого есть неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка (в приговоре суда это прописывается),

3) человек, два и более раз привлекавшийся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.3819.320.1 - 20.320.1820.29 КоАП, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о наказании);

4) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы.

Важно! У организатора должен быть отличительный знак. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак. Депутат может обойтись без него при наличии нагрудного знака депутата.

-2

2. Составляем уведомление о проведении мероприятия.

Согласно закону, в этом документе должны содержаться такие пункты:

1) цель публичного мероприятия. Очень важно сформулировать её максимально четко, ясно и конкретно, чтобы у представителей власти не было возможности назвать цель антиконституционной или сказать, что из-за неясной формулировки под целью можно понимать всё, что угодно. Можно даже сослаться на Конституцию. Что цель мероприятия: поддержка положений Конституции о свободе слова с ограничениями, которые установлены федеральными законами. Всё в рамках закона, трактовать это расширительно, находя негативный подтекст, крайне сложно.

2) форма публичного мероприятия. Митинг, пикет группой лиц, собрание, шествие и т.д. Это важно, потому что в зависимости от формы устанавливаются разные требования к организаторам и срокам подачи.

3) Место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах. Но только если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения в отдельных местах могут быть конкретизированы только федеральными законами.

Обратите внимание на то, что в некоторых местах проведение мероприятий запрещено:

а) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности (такие объекты указаны в ФЗ «О промышленной безопасности»),

б) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

в) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

г) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

4) Дата, время начала и окончания публичного мероприятия.

5) Предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) Формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного  порядка, организации  медицинской  помощи, намерение использовать  звукоусиливающие  технические  средства при проведении публичного мероприятия. Здесь достаточно написать: обеспечение общественного порядка гарантируем. В формы и методы входят должная осторожность организаторов мероприятия, инструктирование участников публичного мероприятия, обеспечение участников информацией о номере вызова полиции и скорой помощи, вызов скорой помощи – при необходимости;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) подпись  организатора  публичного    мероприятия   и   лиц, уполномоченных им выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

10) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Не забудьте ее указать, чтобы потом доказать своевременность отправки уведомления.

-3

3. Определяемся со сроками подачи уведомления.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Исключения:

1) уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.

2) При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Внимание! Если срок подачи уведомления полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

-4

Показываем, как это считается на конкретном примере.

Например, планируемая дата проведения мероприятия – 1 ноября.

Нам нужно найти дату, которая оставляет «свободных» 15 и 10 дней до даты мероприятия (сама дата мероприятия и дата подачи уведомления в срок не входят). Поехали:

31 октября (и далее октябрь) - раз

30 - два

29 - три

28 - четыре

27 – пять

26 - шесть

25 - семь

24 - восемь

23 - девять

22 - десять

21 – одиннадцать – не позднее 10 дней, значит будет 21 октября, потому что если будем подавать 22 октября, то будет не 10 дней, а 9 дней и несколько часов,

20 - двенадцать

19 - тринадцать

18 - четырнадцать

17 – пятнадцать – не ранее 15 дней, значит будет 17 октября. Идеально подавать в этом промежутке.

Если возникают трудности с пониманием, то следуйте логике инструкции. В нашем примере приведен оптимальный вариант, который соответствует требованиям и ФЗ, и ППВС.

-5

Небольшая памятка.

Когда кто-то направляет уведомление о планируемом мероприятии в компетентный орган о том, что собираетесь проводить публичное мероприятие, то он не спрашивает разрешения, а информирует власть о планах. Это делается с целью облегчить возможные неудобства государственным и местным органам. В законе предусмотрено лишь два случая отказа в проведении акции: 1) уведомление о его проведении подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия,

2) в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором проведение публичного мероприятия запрещается.

Также организатор публичного мероприятия не может проводить его, если:

1) уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок (ЕСПЧ делает для этого правила исключения, если мероприятие образовалось стихийно как реакция на какое-то внезапно возникшее событие),

2) с органом власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. То есть произвольный отказ в проведении мероприятия в предложенном организатором месте – не считается законным. А рассуждение о том, что мероприятие будет мешать движению пешеходам и транспорту, сам по себе тоже уважительной причиной для отказа не является.

Важно уточнить один нюанс. В случае, если уведомление и иные данные дают основания предположить, что цели акции не соответствуют положениям Конституции, Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, власть незамедлительно направляет организатору мероприятия мотивированное предупреждение о том, что в случае указанных нарушений лица могут быть привлечены к ответственности. Однако несоответствие акции Конституции должно быть конкретным, а не эфемерным. Власть должна дать четкую мотивировку и объяснение своим подозрениям. Более того, это не является основанием для отказа в проведении.

Также, если власть не выполняет обязанностей, предусмотренных Законом о публичных мероприятиях (не подтверждает получение уведомления от организатора, не отвечает ему, не приводит обоснований в части предложения иного места проведения акции), то это может говорить об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 КоАП РФ, в действиях организатора и участников. То есть, если власть бездействует и не выполняет своих обязанностей, это может освободить участников и организатора мероприятия от ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения акции.

Поведение

Здесь мы постараемся быть максимально лаконичными, чтобы не сместить ваш фокус с самого главного:

1. Не грубите сотрудникам полиции. Это только провоцирует их агрессию по отношению к вам. Общайтесь с ними уверенно, но без оскорблений. Не используйте мат, за это светит еще и ответственность за хулиганство.

2. Не оказывайте физического сопротивления при задержании. Не нужно драться, вырываться и т.д. Так можно получить уголовку.

3. Фиксировать всё на видео/аудио. Не всегда, но иногда камеры сдерживают от излишней агрессии сотрудников полиции. Более того, свою невиновность легче доказать при наличии записи. Особенно повезет, если на видео будет зафиксировано неадекватное поведение силовиков. Не в наших судах, так в ЕСПЧ пригодится.

4. Не говорить «лишнего» при задержании. Некоторые люди в панике начинают рассказывать всю свою жизнь чуть ли не от рождения, выдавая свои слабые места. Кто-то даже о близких выливает всю информацию. Лучше так не делать.

5. Маски на лицо. Здесь сплошные загадки. Из-за коронавируса носить их надо, а по Закону о публичных мероприятиях - нельзя. Исходя из основ юриспруденции, применяется Закон о публичных мероприятиях. Исходя из практики, маски нужно носить. За их отсутствие отдельная ответственность. А еще по возможности соблюдайте дистанцию. Это, конечно, зависит от количества пришедших. Но, когда обстоятельства это позволяют, то лучше сделайте.

6. Не толкаться. Вести себя спокойно. Не поддаваться на провокации. Провокаторы - известная ситуация на мероприятиях подобного характера. Соблюдайте спокойствие, а то получите уголовку за… что угодно. Выделяющихся в толпе бунтарей любят винтить сразу.

* Вся инструкция составлена на основании ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ППВС № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».

-6

Алина Винтер