Найти тему
Matvey Skvortsov

Уфимские аэродромы, часть третья - аэродром УМПО.

Все рассказы об уфимских аэродромах:
Уфимские аэродромы, часть первая - первый аэродром.
Уфимские аэродромы, часть вторая - Аэропорт "Уфа".
Уфимские аэродромы, часть третья - аэродром УМПО.
Уфимские аэродромы, часть четвёртая - Забельский.
Уфимские аэродромы, часть пятая - Первушино.

Несмотря на нефтехимическое реноме Уфа плотно и тесно связана с авиацией, это и Авиационный университет, и УНПП "Молния" (системы зажигания и управления), УАПО (АЭ), УППО (Авиаприборы), Гидравлика (ВСУ и другое оборудование), однако прежде всего Уфа известна в авиации как город где находится УМПО - Уфимское моторостроительное производственное объединение, во времена СССР - Уфимский моторостроительный завод.

Самолёт-памятник Су-27 около проходной УМПО
Самолёт-памятник Су-27 около проходной УМПО

Основными видами деятельности УМПО являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолётной техники. Серийно выпускает турбореактивные двигатели для самолётов семейства Су-27 (двигатель АЛ-31Ф), Су-30 (двигатель АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), Су-35С (АЛ-41Ф-1С), Су-57 (АЛ-41Ф-1), Су-25 (Р-95Ш и Р-195), узлы и агрегаты для вертолётов «Ка» и «Ми».

История УМПО-УМЗ началась с 1940 года, когда завод комбайновых моторов преобразовали в завод моторов для авиации, в войну, объединённый с эвакуированными заводами из Рыбинска и Ленинграда, завод стал крупным производителем авиационных двигателей.

Для испытаний двигателей и собственных нужд моторостроительного завода потребовался собственный аэродром и в районе посёлка Максимовка, что тогда был около города Черниковска (напомню, что в состав Уфы город Черниковск вошёл после ВОв) и появился аэродром получивший название "Максимовка".

Уфа в войну была достаточно далеко от линии фронта, но немецкие самолёты разведчики долетали до города и выполняли аэрофотосъёмку, "благодаря" этим снимкам мы можем увидеть Уфу военного времени, в том числе и аэродром "Максимовка". Видно, что аэродром представлял собой грунтовую площадку с явно видимой полосой.

Немецкая аэрофотосъёмка - Великая отечественная война
Немецкая аэрофотосъёмка - Великая отечественная война

После войный аэродром получил развитие в виде строительства бетонной взлётно-посадочной полосы, за счёт этого аэродром мог принимать самолёты Ан-12 и легче, из реактивных - Як-40. УМПО сейчас и тогда представляет собой крупное предприятия, для функционирования которого использовался аэродром, в том числе использовался для обеспечения продуктами питания заводчан.

По собственным воспоминаниям детства во второй половине 80-х аэродром довольно активно работал, я тогда жил в микрорайоне Сипайлово и самолёты взлетали и заходили на посадку над головой.

Второе воспоминание об этом аэродроме - в первой половине 90-х в газете "Вечерняя Уфа" увидел объявление о пассажирском рейсе из аэропорта "Максимовка" на самолёте Як-40 по маршруту Уфа - Москва - Уфа, до этого гражданских пассажирских перевозок аэродром не выполнял. Читатели, если вы летали на этом рейсе - вспомните и расскажите как это было.

Была в истории аэродрома и авиакатострофа: 25 октября 1995 г. разбился самолёт Ан-32, об этом лётном происшествии пишет сайт airdisaster.ru:
Самолет перегонялся над аэродром базирования Максимовка после выполнения рейса по доставке мясной продукции. На борту находилось 6 членов экипажа, 7 пассажиров и груз (легковой автомобиль и порожняя тара), общий вес которого составлял около 1500 кг. Заход на посадку выполнялся экипажем ночью в сложных метеоусловиях, при фактической погоде: ветер 150° 1 м/с, видимость 1 200 м, ливневой мокрый снег, сплошная кучево-дождевая облачность 260 м. Погодные условия были ниже установленного минимума аэродрома для посадки по системе ОСП (190х2500). На удалении 1 098 м от торца ИВПП и правее 179 м от ее оси произошло столкновение самолета с верхушками деревьев и последующим ударом хвостовой частью фюзеляжа о здание БПРМ грунтовой ВПП, расположенной в 92 м правее искусственной ВПП. В процессе дальнейшего движения самолет столкнулся с землей, полностью разрушился и частично сгорел. 4 члена экипажа и 4 пассажира погибли, остальные получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Текущее состояние аэродрома
Текущее состояние аэродрома

Конец аэродрома наступил в нулевых годах - для нужд УМПО собственный аэродром перестал быть нужным и было принято решение о его закрытии и строительстве на его "базе" жилого малоэтажного микрорайона "Новая Максимовка". Сейчас, как вы можете увидеть на Яндекс.картах, часть ВПП аэродрома застроена, часть полосы ещё доступна. Её используют авиамоделисты, автомобилисты, но авиационная история аэродрома "Максимовка" завершена.