Найти в Дзене
Кайрос

Рождественское перемирие 1914: Человечность на фронтах Первой мировой

Трудно себе вообразить что-то более бесчеловечное, жестокое и бессмысленное, чем война… мировая война.
Однако именно на фоне столь темных периодов истории рождаются легенды, ставшие беспрецедентным примером человечности и жизнелюбия.

Текстовая адаптация видео с канала Кайрос. Не забудь подписаться!

Это жестокий мир. С течением времени, несмотря на растущее мнимое благополучие и глядя на чужие трагедии сквозь черное зеркало, мы не замечаем, как в нас раскрывается первобытная звериная природа. И трудно себе вообразить что-то более бесчеловечное, жестокое и бессмысленное, чем война… мировая война.

Однако именно на фоне столь темных периодов истории рождаются легенды, ставшие беспрецедентным примером человечности и жизнелюбия. Одним из таких примеров является незаслуженно забытое Рождественское перемирие незаслуженно забытой Первой мировой, или же Великой войны, имевшее место в первый год всемирного конфликта.

Начать 21й год, а заодно войти в рабочий ритм я бы хотел с этим коротким, но важным роликом. Ведь полноценное исследование отражения Первой мировой в культуре у меня уже есть, но эта глава Великой войны заслуживает особого внимания.

И конечно, запланированную дату публикации я уже успешно слил. Но если взглянуть на это с другой стороны, именно конец новогодних каникул, когда весь шампунь выпит, салаты запущены, а салюты съедены – самое время задуматься о чем-то более важном, чем размер елки и количество выпитого. Фильм «Счастливого Рождества» здесь подойдет как нельзя кстати. Данная картина является одной из моих любимых в принципе, и самой любимой на новогодне-рождественскую тематику.

Фильм демонстрирует нам собирательный образ событий, произошедших на западном фронте Первой мировой во время рождественских праздников 1914 года, на момент которых военные действия шли уже как пять месяцев. Чтобы мы могли лучше проникнуться персонажами, а повествование получилось целостным, создатели решили отобразить различные исторические события, имевшие место на многих участках гигантского фронта, через конкретные подразделения французских, шотландских и немецких войск.

Стоит заметить, что никакой официальной подготовки к перемирию не было, несмотря на различные гражданские и церковные инициативы. Однако это не помешало солдатам и офицерам противоборствующих сторон в сочельник выйти из окопов навстречу друг другу без оружия в руках. Как правило, все начиналось с рождественских песен с обеих сторон поля боя, а продолжалось взаимными поздравлениями.

Изначально стороны договаривались лишь мирно похоронить товарищей, и на каких-то участках фронта этим все заканчивалось. В других случаях, перемирие выливалось в совместное празднование и церковные службы, обмен подарками, игры в футбол и другие праздничные развлечения. Конечно, конфликты были не исключены, ведь, я напоминаю, немцы уже пять месяцев успешно наступали на запад, и многие солдаты успели затаить небывалую злобу на противника. Одним из таких яростных противников перемирия как раз был молодой ефрейтор 16-го баварского резервного пехотного полка, в будущем ставший известным как главное чудовище 20го века.

В целом, братание – далеко не редкое событие во время боевых действий, но это, пожалуй, единственный раз в истории, когда оно произошло в таких масштабах, да еще и в разгар противостояния на большой войне. Кстати, подобные случаи имели место и на восточном фронте, причем не только в Рождество. А позже данной практикой воспользовались большевики, мол, зачем нам воевать за царей, давайте лучше устроим революцию и будем воевать уже за наших вождей.

Конечно, верховное командование всех без исключения армий было крайне возмущено подобным проявлением пацифизма, в котором приняли участия сотни тысяч солдат и офицеров по разные стороны окопов. Были предприняты меры по дальнейшему предотвращению братаний. Некоторых из тех, кто после праздников все еще пытался пробраться в окопы к друзьям из вражеской армии, теперь встречали огнем.

Вся информация о перемирии подвергалась цензуре, дабы избежать всплеска антивоенных настроений. При этом был усилен накал пропаганды, демонизирующей врага как абсолютное чудовище. Воевать за кайзера, царя, короля, принца, герцога, принцессу, президента, премьер-министра, святую землю и господа нашего стало не модно, и воевать уже приходилось ради великой цели.

С тех пор наш мир и стал превращаться в то, что мы имеем сейчас, когда в условиях глобальной информационной системы все еще остается возможным устроить очередную мясорубку пострашнее Верденской наковальни, в которую болванчики с радостью бросятся сами.

К сожалению, о рождественском триумфе человечности все довольно быстро забыли, Рождественское перемирие кануло в лету и не получило почти никакого отражения ни в общественной, ни в массовой культуре, и фильм "Счастливого рождества" в настоящий момент является главным отражением событий сочельника 1914 года.

У меня за последние годы сложилось впечатление, что за сотню с лишним лет, несмотря на все разговоры о гуманизме и ценности человеческой жизни, люди стали лишь сильнее друг друга ненавидеть. Да, мы создали множество правил и систем предотвращения насильственных действий, но наши мысли не от этого не стали благородней.

Мы ищем все новые и новые поводы сделать ближнего объектом агрессии, и даже, казалось бы, якобы гуманистические помыслы по итогу становятся причиной желать всем несогласным смерти. Ведь отказаться от ненависти и строить мир, опираясь на собственную человечность – куда сложнее, чем полагаться на политику устрашения и соблюдать паритет, сидя на атомной бомбе.

Увидимся в следующем сюжете здесь или на моем Ютуб-канале!