Памятников императору Петру I в стране десятки. Надо признать, не все из них удачные. Самый большой, самый тяжёлый, самый масштабный и, видимо, самый дорогой, находится в Москве. Все его знают, это царь Пётр в лилипутской лодке, работы Зураба Церетели. Стоит он на Москва-реке и не вызывает никаких эмоций, кроме недоумения.
В 1991 году, в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) был установлен ещё один неоднозначный памятник императору, работы художника Михаила Шемякина. У скульптуры маленькая голова и большое тело. Дело было так, мастер создавал макет скульптуры в полный рост из глины. В процессе работы он сделал вывод, что фигура царя получается невзрачной, слишком маленькой, тогда скульптор решил увеличить пропорции тела в полтора раза, при этом не меняя размер головы. Получилось, что получилось.
Сам Шемякин рассказывал в интервью, что идею создать памятник Петру Первому ему подал Владимир Высоцкий, видевший его рисунки. Тогда Шемякин ответил, что памятники выдающимся людям у него не получаются. Как в воду глядел.
Автор утверждал, что в обычных пропорциях его Пётр выглядел слишком буднично. Увеличив тело и оставив стандартный размер головы, художник приблизился к пропорциям русской иконописи и, по его мнению, величию фигуры Петра.
Возможно, кто-то ощущает величие рядом с этой скульптурой, я - нет. Действительно красивый монумент Петру я увидел в Таганроге. Это работа великого русского скульптора Марка Антокольского.
Поскольку Пётр был основателем Таганрога, городская дума приняла решение увековечить его память в скульптуре. Был объявлен конкурс, комитет управы стал принимать проекты, дума объявила сбор пожертвований. Один из членов управы по фамилии Иорданов в переписке с Антоном Павловичем Чеховым сообщил ему, что у скульптора Антокольского есть готовая статуя Петра, и она может стать лучшим памятником императору. Чехов лично встречался в Париже с художником и передал ему просьбу таганрогской городской думы о создании статуи. Кроме того, великий русский писатель давал деньги на создание монумента и привлекал к этому других меценатов.
Бронзовую статую отливали во Франции и первый её вариант мастер забраковал. Вторая привела его в восторг. В 1901 году скульптуру поездом отправили из Парижа в Марсель, а оттуда пароходом в Феодосию. В июле памятник доставили в Таганрог. Скульптура хранилась на складе почти два года и только в 1903 году была торжественно открыта. Установили монумент на улице Петровской.
После революции Петра сместили, на его место поставили Ленина. Многострадальную статую царя переносили с места на место не менее восьми раз, и едва не распилили на металлолом в советские времена.
Сейчас Пётр Первый стоит в сквере своего имени, обращённый к морю. Красивый, величественный памятник, в котором проработана каждая деталь. Кажется, что Пётр живой и всего лишь на миг остановился, опираясь на трость.
Это единственная сохранившаяся до наших дней работа Антокольского, отлитая при непосредственном участии автора. Есть ещё статуя в Питере, Шлиссельбурге, но они меньшего размера. И есть памятник в Архангельске. Вы все видели Петра на 500-рублёвой купюре. Это изображение уменьшенной копии таганрогской статуи. Её изготовили уже после смерти великого скульптора. Поэтому памятник в Таганроге имеет особенную культурную и историческую ценность.