Виталий Казаков: Попытка объяснить некоторые “странности” в деле о. Сергия (Романова)Я как бывший прихожанин и, к сожалению, почитатель о. Сергия (Романова) уже знакомил читателей со своим мнением о нем. Теперь же я хочу отреагировать на то, что происходит с о. Сергием и вокруг него сейчас.
Обращаю сугубое внимание читающих: автор текста -НЕ Я (Олег ЧЕКРЫГИН), а ВИТАЛИЙ КАЗАКОВ
Итак, свершилось рождественское чудо: на многострадальную землю Среднего Урала "бумерангом" вернулся из Москвы епископ Евгений (Кульберг). Точнее, это он поначалу прилетел епископом, а сейчас, как и положено по статусу, получил белую шапку. Митрополит Кирилл, очевидно, выработал свой ресурс на Уральской земле и был отправлен в Казань. Некоторые люди из его окружения говорили о нежелании прежнего митрополита решать проблему Среднеуральского монастыря силовым методом, привлекать государственные структуры. Была, значит, в Кирилле какая-то евангельская закваска?..
Последующие события косвенно эти разговоры подтверждают. Первое заметное происшествие по приезде Кульберга на Екатеринбургскую кафедру - это штурм Росгвардией Среднеуральского женского монастыря — православной, между прочим, обители. И хотя Романову инкриминируют призыв к массовому самоубийству, на самом деле, конечно, такого призыва не было. Призыв к мученичеству был, но этот призыв звучит с первых веков христианства. По сути, надо всё духовенство (и мирян) РПЦ МП отдавать под суд и сажать надолго, если следовать логике российских властей. Ведь в той или иной мере все священники в своих проповедях призывают к мученичеству, что особенно отчётливо звучит, например, в день памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Ведь никого из верующих не смущает призыв матери к детям о терпении страданий и принятии смерти за Христа? Мало того, ее ставят в пример и призывают подражать. Следуя этой логике, власти должны преследовать и за чтение Евангелия, и Деяний св. Апостолов, и житий святых, за исполнение церковных песнопений и молитвословий, прославляющих мученичество и призывающих подражать мученикам, начиная с Апостолов...
В Среднеуральском монастыре, когда он находился в юрисдикции Московского патриархата и управлялся игуменией Варварой (Крыгиной), были, как показывают свидетели, реальные преступления - например, истязания детей или хранение оружия. (Конечно, такие показания тоже надо проверять...) Но проще было докопаться до "избиения" Собчак и иже с ней или до “клеветы на высшую власть” - сколько раз в проповедях о. Сергий (Романов) говорил про двойников Путина! Но нет, на эти преступления Фемида закрывает глаза, а за несуществующее преступление, относящееся к самому содержанию христианской веры, арестовывает мятежного схиигумена.
Почему так? Возможно, решили, что для массовой пропаганды суд за “призыв к самоубийству” более понятен и менее скандален, чем суд по иным статьям. Ведь тут не надо привлекать внимание к администрации, общественным и медийным лицам, политикам. Процесс же по реальным обвинениям мог запачкать “серьезных людей”, остающихся во власти. А тут начнет схиигумен говорить о христианском вероучении - и что?..
У меня, как человека верующего, прихожанина РПЦ МП, возникает вопрос: какое отношение имеет Московский патриархат в лице нового Екатеринбургского митрополита к штурму монастыря ОМОНом? Является ли назначение нового митрополита и штурм простым совпадением во времени? Да, оказывается, абсолютно никакого отношения к этому штурму священноначалие не имеет: «То, что происходило потом извне в монастыре, — это государство приняло такое решение. В том, что оно приняло решение, оно не поставило в известность ни архиерея, ни какого-то священника. Даже, насколько мне известно, некоторые региональные руководители высокого уровня не знали о том, что планируется такая операция. Поэтому комментировать то, что планировалось и каким образом, — это глупо. Государство сделало то, что сочло нужным, и об этом вам вопрос однозначно нужно задать тем компетентным лицам, которые принимали решение», - приводит слова митрополита Евгения портал Е1.
Более того: "Источники ЕАН в епархии ранее сообщали, что после штурма священнослужители из числа руководящего состава «пребывали в шоке» после известий о взятии обители. При этом представители епархии по-прежнему не могут попасть на территорию комплекса". Получается, что протоиерей Евгений Попиченко, руководитель социальной службы епархии, который уже утром 29 декабря был в Среднеуральском монастыре, не является представителем епархии?!
Я сомневаюсь в правдивости этого утверждения. Лично я владыку Евгения не знаю. Подходил несколько раз под благословение, когда он ещё был отцом Алексеем, и после, когда он покровительствовал схиигумену Сергию. Но я знаю о его позиции, достаточно ригористичной, направленной на “защиту интересов Церкви любыми средствами”. Об этом много писали в СМИ, и раньше мне это его качество нравилось - не буду скрывать. Он воспринимался как труженник и подвижник, не прятавшийся за чужими спинами.
Но что же случилось с владыкой Евгением за последние полгода? Достаточно посмотреть на лицо прилетевшего из Москвы нового главы митрополии. Будучи правящим архиереем скромной Нижнетагильской епархии, владыка Евгений являл людям блаженное лицо - в хорошем смысле слова, тут я не ерничаю. В нем было снисхождение к прихожанам, забота о священниках, порой весьма дремучих и диких. Терпеливой улыбкой он встречал любого сумасшедшего, пожелавшего донести до епископа явленную именно ему истину. Сейчас же лик его озабочен, причем настолько сильно, что этого невозможно скрыть! Это не маска власти и дарованного сверхмогущества, как иногда бывает. Такие маски нарастают с годами, а тут - стремительное преображение!
Видя это, я могу предположить, что митрополит Евгений знал о возложенной на него миссии. Она его тревожила с момента приезда в Екатеринбург. Возможно, он не знал о деталях, но этого и не нужно. Однако, его просто обязаны были предупредить, что штурм монастыря произойдет, и он должен был заранее придумать стратегию, как вывести епархию из-под репутационного удара. В виде заявления епархии мы имеем ложь в кубе, ложь, возведенную в третью степень, говоря языком математики.
Первое - это приписывание схиигумену преступления, которое по сути таковым не является, и отказ видеть реальные преступления. Второе — необычно встревоженный митрополит, который, скорее всего, и был назначен на Екатеринбургскую кафедру для “разрешения вопроса” с мятежным схиигуменом, но открещивающийся от своего, пусть косвенного, участия в штурме монастыря. И третье — схиигумен, находящийся в тюрьме, но “не по той статье”.
В принципе, если говорить об РПЦ МП в целом и о митрополите Евгении в частности, то ничего удивительного не происходит. Но все-таки разберем этот случай подробнее. В 2017 году, еще в должности викарного епископа, Евгений (Кульберг) защищал схиигумена Сергия (Романова), когда его спектакли с отчиткой бесноватых стали известны широкой публике, ибо "ученики младших классов элитной екатеринбургской гимназии № 212 «Екатеринбург — Париж» случайно стали свидетелями сеанса изгнания нечистой силы. Тогда Кульберг выступил «адвокатом» Сергия". Кому интересно, подробности здесь.
Почему так диаметрально противоположно изменилось мнение владыки Евгения теперь? Кто-то может сказать, что в тот момент он был ответственен за этот монастырь как викарий и спасал, в том числе, и свою репутацию. Отчасти это так, но реальный ответ еще проще: когда владыка заступался за схиигумена в 2017 году, то тогда деньги от монастыря текли в казну митрополии. К тому же, владыка наверняка думал, что документы на монастырь существуют, и монастырь находится на балансе епархии как ее собственность. Когда же Сергий взбунтовался, то, естественно, поток денежных средств в епархиальную казну из монастыря прекратился, к тому же выяснилось, что монастырь не принадлежит РПЦ МП, а по сути — находится в личном распоряжении схиигумена! Этот парадокс уходит корнями в эпоху правления ещё архиепископа Викентия (Мораря), который вообще не смотрел на формальную часть вопроса: ему показывали храм, и он бежал его освящать, а когда оказывалось, что это собственность частного лица, то разводил руками и шел освящать очередную церковь. Осознав эту фатальную для текущего момента ошибку с деньгами и собственностью, владыка Евгений и "совершил поворот оверштаг и лёг на другой галс".
Что же ожидает нас в будущем, как разрешится ситуация с о. Сергием? Думаю, что Романова "промурыжат" год-другой под следствием, пока епархия не зарегистрирует все монастырское имущество и не оформит его на себя. Потом дадут года два условно, оставив под надзором полиции. Часть последователей “мятежника” к тому времени о нем забудет, а вернется о. Сергий к "разбитому корыту" и, скорее всего, опять начнет свою апокалиптическую проповедь, но это будет уже компромисс с чем-то новым. Возможно, он примкнет к какой-то другой юрисдикции, может, попытается создать свою. В отличие от протодиакона Андрея Кураева, путь в Константинополь ему закрыт: слишком много канонов было нарушено ещё в момент его рукоположения...
В заключение хотелось бы привести слова Священного Писания: "И всех лжецов участь – в озере, горящем огнём и серою" (Откр. 21.8). Эти слова Писания обращены к иерархам не менее, чем к мирянам.