Найти тему
Завораживающий

Могут ли фильмы заменить книги?

Крис Коламбус получил желанную работу режиссера "Гарри Поттера и волшебного камня", убедив писательницу Джоан Роулинг, что он будет верен ее книге, но именно его 12-летняя дочь убедилась, что он сдержал свое обещание. По крайней мере, так старший Колумб сказал Кэти Курик из NBC в недавнем телевизионном специальном выпуске об этом фильме.

И читатели книги найдут фильм по большей части верным, хотя некоторые сцены были вырезаны или сокращены. Молодые поттерманиаки, которые знают книгу вверх ногами, вперед и назад, могут намотать список различий между книгой и фильмом, начиная с кажущихся незначительными моментов, таких как отсутствие веснушек у Рона, и заканчивая более серьезным сюжетным отклонением ближе к концу. Я бы рассказал вам о последнем, но зачем портить сюрприз от книги или фильма?

Это подводит меня к вопросу, который, кажется, всегда возникает, когда фильм снимается по книге. Если вы еще не читали книгу, стоит ли вам читать ее до того, как вы увидите фильм?

Да ладно тебе. Я человек книжный. Ты знаешь мой ответ. Сначала прочтите книгу, иначе ваше представление о ней всегда будет отфильтровано через представление кинорежиссера, который наложит свое воображение на ваше. Чтение просто выглядит пассивным, когда оно на самом деле настолько интерактивно, насколько это возможно.

Это не значит, что хорошие книги не делают хороших фильмов, хотя это часто повторяемая пословица. Пару лет назад Джейн Остин была горячей голливудской писательницей, а Эмма Томпсон получила "Оскар" за экранизацию "Чувства и чувствительности". Иногда фильм может даже превзойти книгу, на которой он основан - "Крестный отец", например, или "Волшебник страны Оз".

Но мы, читатели, склонны помнить о катастрофах. Как продюсеры "Естественного" Бернарда Маламуда обеспечили счастливый конец. То, как Стивен Спилберг сентиментализировал "Пурпурный цвет" Элис Уокер. Три версии "Великого Гэтсби". Костер тщеславия.

И поэтому мы насторожены, особенно когда книга так любима, как "Гарри Поттер и волшебный камень", которая разошлась феноменальным тиражом в 100 миллионов экземпляров и которой приписывают возвращение поколения, выросшего на кино, телевидении и Nintendo, к книгам.

Фанаты, с которыми я разговаривал, которые видели этот фильм, любят его, давая ему очки за высокую игру в квиддич, за то, что он оживил волшебные шахматы. И все же они несколько разочарованы. Они обнаружили, что просмотр фильма-даже хорошего-не может повторить опыт чтения книги.

Ларри Макмертри, чьи многочисленные романы, превращенные в фильмы, включают в себя Последнее киносеанс и Термины нежности, обсуждает книги и фильмы в недавно переизданном фильме Flam: Essays on Hollywood (Touchstone, $12). Публика, пишет он, "убедилась, что фильмы, снятые по книгам, не могут быть так же хороши, как сами книги, хотя на самом деле они не могут быть сами книгами. Самое вкусное яблоко в мире не может превзойти апельсин в том, чтобы быть апельсином."

Я не мог не думать о цитате Макмертри, наблюдая, как Курик и Коламбус обсуждают Гарри Поттера на съемочной площадке в столовой Хогвартса. Между ними стояла миска, доверху наполненная яблоками и апельсинами.