Найти тему
Оконце

«Моим клиентам не нужно знать, что я о них думаю». Откровенный разговор с домработницей

Мы с бывшей одноклассницей встретились в поезде. Обе оказались в полупустом «сидячем» вагоне, и у нас было несколько часов по дороге до столицы для болтовни. Давно не виделись. Вспомнили всех, кого знали, насмеялись вдоволь, поговорили о семье, о работе.

Вагон в московском поезде почти пустой. Год назад билет надо было покупать заранее.
Вагон в московском поезде почти пустой. Год назад билет надо было покупать заранее.

Ирина сейчас «частный менеджер по клинингу» в провинциальном городе. Что без изысков словесных означает — помощница по хозяйству, или, проще говоря, домработница. Хотя в её дипломе: «учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования». По специальности работала, не нравилось. От нынешней работы тоже не в восторге, зато доход вдвое больше, отпуск в любое время, не нормированный рабочий день, нет заморочек с начальством и коллективом.

Начало нашей правдивой беседы в статье под названием «У меня запись на 10 января на год вперёд». Разговор по душам с домработницей. Но это не сериал, потому читать можно в любом порядке. Мне самой было очень интересно, много нового узнала.

На свою голову.

— Не хочется мне, чтобы кто-то ходил по моей квартире, в мои шкафы заглядывал. Скажи по секрету, помощницы личной жизнью и вещами клиентов интересуются?

Ирина: Конечно. А что, мы не люди? И сплетничаем, и косточки потом перемываем, особенно после совместной работы на одном объекте. Как в любом коллективе. Смотря с кем обсуждать. Главное, до клиента ничего доходить не должно, это всем ясно.

Лично я уже давно никуда из любопытства не заглядываю. Мне просто некогда нос совать, куда не просят. С другой стороны, я же не у Киркорова работаю. Может, домработницам Киркорова и интересно, какие у него трусы.

И среди домработниц есть трещотки, у которых язык за зубами не держится. Я-то стараюсь поменьше болтать, чтобы потом не оказалось, что это я - источник информации. Но приходилось слышать от коллег такое, от чего у их клиенток глаза бы на лоб полезли! Почти всегда, спустя некоторое время, хозяева перестают осторожничать в присутствии домработницы. Уже не стесняются ни своих отношений, ни вещей каких-то интимных.

То есть, приглашая в дом помощницу, надо понимать: она не добрый домовОй, который придёт, наведёт чистоту и исчезнет в другом измерении? И что твои домашние секретики она потом свободно может обсуждать с коллегами?

Ирина: Всегда надо понимать, что люди разные. И что домовЫх не бывает!

— По какому принципу выбираешь клиентов, у которых твоя уборка раз-два в неделю на постоянной основе ?

Ирина: Я выбираю по географическому! Мне нужно, чтобы они все жили неподалёку. Потому, что так удобнее. И график составлять легче, когда они заменяемы. Не сразу, конечно, но со временем мне удалось собрать десяток адресов в одной округе. Уважительное отношение ко мне тоже важно, но я теперь намного терпимее стала, чем три-четыре года назад. Уже меньше внимания обращаю на клиентские закидоны.

— И что это за закидоны, рассказать можешь? Мы же без имён, без названия города даже.

Ирина: Из последнего: всегда объясняю клиенткам, чтобы после стирки — блузки, сорочки, кофточки развешивали сушиться на «плечиках». Не велик труд вешать так всё, включая детское. Мне потом гладить легче, быстрее. Меньше расход электричества, спрея для глажки, время моё — платное, к слову. Если я час буду гладить вместо получаса, я оплату возьму за час. Казалось бы, не столько себе работу облегчаю, сколько экономлю деньги нанимателя.

Одна дама то ли забывала, то ли некогда ей — я ей раз напомнила, второй, третий. Вижу, она уже фыркает недовольно. Всё, молчу теперь. Желаете капризничать за свои деньги? Ваше дело.

— Часто так бывает? Что клиенты сами себе жизнь усложняют?

Ирина: Бывает. Не понимаю, зачем покупать в дом хрустальные люстры, которые потом нужно разбирать, чтобы вычистить. Я-то разберу и соберу, я умею. Всё сверкать будет, но это сверкание хозяевам недёшево обходится.

Многие любят расставлять в кухне мелкие фигурки, украшения на стены прикрепляют. Всё это быстро покрывается налётом, надо отмывать каждую складку у сувенирной вазочки. Опять же, я отмою, но это моё время и ваши деньги. А клиенты мои не богачИ, обычные люди со средним доходом.

— А почему у миллионеров не работаешь?

Ирина: Не из принципа, конечно. Мне удобно, когда несколько клиентов живут со мной по соседству. А у более состоятельных граждан, обычно, загородные дома. Если туда ехать, то на целый день. Я беру иногда такие заказы, с большой уборкой. Но на постоянной основе мне удобнее со «своими». И ко мне отношение у «моих» другое — более тёплое. Я для них уже не столько наёмная уборщица, а сколько дальняя родственница, которая приехала погостить и, чтобы не быть обузой, выполняет домашнюю работу.

Швабра - орудие домработницы
Швабра - орудие домработницы

Мне нравится, что я «коллектив» сама подбираю, могу себе позволить.

— Я однажды приглашала домработницу. Планировала предпасхальную уборку, но меня угораздило потянуть спину. Еле ходила тогда на уколах. Пожаловалась знакомой, мол, придётся с немытыми полами и окнами на Пасху сидеть, и она предложила свою помощницу. Договорились «на берегу»: только кухня и окна. Помощница первым делом попросила пылесос и пошла пылесосить кухонный пол. Я оторопела, малость. С пылесосом по кухне я и сама пройдусь. Мне важно было поверхности все оттереть, пол под шкафами, плинтуса. Не отнимать же у неё пылесос?

Ирина: Значит, ты плохо договаривалась. Надо было сразу обсудить, что тебе надо и чего не надо. Домработница не обязана догадываться. Просто скажи заранее. Ничего обидного в этом нет, лишняя работа никому не нужна. Понятно, что с пылесосом ходить легче, чем ползать на коленках и отмывать пол под кухонной мойкой. Но по работе и оплата. За пылесос и пыль смахнуть — одна сумма, за «предпасхальную» очистку с люстрами —другая.

Часто бывает, что клиентка заявляет один «уборочный» перечень, а потом оказывается: надо ещё вот это и вот то. По времени, вроде, сходится, а по сложности — другой тариф. Лучше потратить пару минут и до начала всё обсудить, чем потом остаться недовольными друг другом.

Чересчур стеснительный клиент — тоже не мёд. Я чуть не лишилась недавно хорошего варианта из-за ерунды: хозяйка разрешила мне курить на балконе, а семья была некурящая, и муж ей потом закатывал скандалы. Как-то унюхивал запах и подозревал... Короче, она мне всё не решалась признаться (сама же позволила!), а я ни сном ни духом. Для меня не проблема покурить на лестнице. Но я чужие мысли читать не умею. К счастью.

— Почему, к счастью? Не хотела бы знать, что о тебе думают?

Ирина: Ни в коем случае. Некоторым моим клиентам тоже лучше моих мыслей не знать. В любом случае, я карьеру домработницы планирую завершить. Когда закончится вся эта дурдомИя, найду себе работу по диплому.

— Не хочешь применить свои новые знания и опыт в бизнесе? Открой клининговую компанию. Клиентская база у тебя уже есть.

Ирина: Ни в коем случае! Даже если бы у меня был стартовый капитал и хотелось покомандовать. Клининговый сервис — та ещё морока.

Во-первых, кадры. С сотрудниками намучаешься! Никто с детства не мечтает стать уборщицей. Это профессия для тех, кто попал в жизненные условия, мягко скажем, неподходящие. А сказать жёстко: кто запил на прежней работе и лишился её; у кого ни образования, ни желания учиться; у кого руки не оттуда растут, чтобы что-то достойное делать.

Сказочки про то, что училась на юриста, а потом разонравилось договоры составлять и радостно пошла мыть полы в торговом центре, я тоже слышала сто раз. Но это всё сказочки. Да, бывает, что нужна работа рядом с домом, с гибким графиком и без знания французского — временно. В таком случае можно и уборщицей поработать, и няней, и домработницей. Но только временно, как на Север на заработки — вахтовым методом.

Та, что застряла в уборщицах надолго, и рассказывает, какая это распрекрасная работа, нагло врёт.

— А ты не застряла?

Ирина: Я на себя работаю. Надо мной все 4 года начальника нет. Если мы с клиенткой друг другу не понравились (или только одной из нас не понравилось), мы расстанемся в тот же день и больше не встретимся. Если наоборот, будем общаться, но опять же, сколько сами захотим.

— А во-вторых? Почему не основала бы маленький клининговый бизнес?

Ирина: А во-вторых, чтобы руководить клинингом, надо быть безжалостной стервой. Иначе ничего не заработаешь. Сотрудники должны пахать на износ, а клиенты сильно переплачивать. Контролировать придётся лично каждый объект. За все косяки отдуваться. А они будут, потому что кадры придут не из института благородных девиц. Я не уверена, что справлюсь. Наверное, в глубине души я, всё-таки, добрый домовой!

Спасибо, что дочитали. Не пожалейте «лайк»👍 , если понравилось. Имеете своё мнение — высказывайтесь в комментариях. И до новой встречи на дружелюбном канале «Оконце».

Искренне рада всем, кто читает, и признательна тем, кто подпишется.

Ранее на канале: «У меня запись на 10 января на год вперёд». Разговор по душам с домработницей.

Деревенские смешные изобретения прошлого века: простые, но в быту совершенно необходимые

Серьёзная встреча провинциальных бизнесменов со столичным стилистом — кто над кем посмеялся

Кулинарная книга от прабабушки. Фазаны в пере и кроличьи колбасы были на прилавках в 1952?