Привлекая партнеров, люди восполняют то, чего недостает им самим — знания, умения, черты характера, средства, связи. Но партнерство таит в себе и риски: конфликты, завышенные ожидания, несовместимость — все это необходимо распознавать заранее, чтобы не испортить отношения и не погубить общий бизнес.
Из чего состоит партнерское соглашение
Партнерское соглашение уникально для каждой компании, и процесс его создания требует творчества, честности и вовлеченности участников. Это не юридический документ, а гибкое соглашение, которое может меняться со временем. Партнерское соглашение включает вопросы бизнеса, взаимоотношений и сценариев развития компании, позволяя партнерам лучше узнать друг друга, поговорить открыто на сложные темы, узнать цели, ожидания, ценности, стили управления друг друга. После того как договоренности будут задокументированы, бизнес-консультанты и юристы составят уставные документы и соглашения о покупке/продаже партнерских долей и акций.
В Партнерском соглашении необходимо:
• определить общее видение стратегии, курса, направления деятельности компании, ее целей и ценностей;
• составить стратегический план, организационную структуру компании и определить финансовый подход (как будут распределяться финансы, выплачиваться премии и проценты от доходов, поднять тему долгов, кредитов, оборотных средств и прочее);
• решить, как будут распределяться доли владения. Для этого необходимо объективно оценить пользу партнеров для компании, в сочетании с их финансовыми вложениями и планируемой стратегией распределения прибыли;
• определить, как будет осуществляться контроль (равноправие / мажоритарное и миноритарное партнерство / три и более партнера, без одного ведущего);
• решить, как будут распределяться руководящие позиции, как партнеры будут взаимодействовать, расписать организационную структуру компании;
• прояснить, как будут извлекаться деньги из бизнеса и распределяться прибыль (надо учитывать ценность вкладов партнеров, которая бывает неравнозначной);
• выбрать корпоративное управление — совет директоров или консультативный совет;
• определить стили руководства партнеров. Проанализировать их и исходя из этого решить, партнеры будут эффективно взаимодействовать;
• определить ценности партнеров, проанализировать их и определить пути наиболее эффективного партнерского взаимодействия;
• оценить справедливость партнерства, понять, как партнеры видят свой вклад в компанию и вклад своих коллег;
• прояснить ожидания партнеров друг от друга и от партнерства в целом;
• спланировать сценарии нестандартных ситуаций и продумать алгоритмы действий в этих случаях;
• продумать пути разрешения споров и создать пошаговый план выхода из возможных конфликтов между партнерами, советом директоров, сотрудниками.