Найти тему
Интересные истории

Николай II без глянца или "кровавое воскресенье"

Завтра ( 22 января по новому стилю ) 116 годовщина события, получившего наименование "кровавого воскресенья". Времени прошло много, а споры не утихают. Вернее в наши дни Николай II признается чуть ли не жертвой, а не организатором кровавой бойни в центре столицы. Его подставили генералы - твердят сердобольные россияне эпохи ВВП.

Лев Толстой и Николай II
Лев Толстой и Николай II

"Я этому не верю, потому что он лгун" - это цитата Льва Толстого по поводу событий 9 января и позиции Николая II. Не верил граф тому, что Николай 2 был не в курсе событий и не отдавал приказа - стрелять и рубить. А лгуном назвал потому, что неплохо знал русского царя.

Что же случилось в тот день? Почему вопросы к Государю Императору остаются и сегодня?

Итак. Полицейский провокатор (это доказано) поп Гапон повел примерно 140 000 богомольных, благонамеренных и наивных людей в центр Санкт-Петербурга. Витрины никто не бил, магазины не жгли. Главная колонна с иконами и хоругвиями пошла на #Дворцовую площадь.

В город были введены 40 000 солдат и жандармов, в том числе два батальона Преображенского полка, где #царь в свое время проходил офицерскую практику. (Это важный момент потому, что полк всегда находился в поле зрения Государя).

Первые выстрелы громыхнули в 12 часов дня у Нарвских ворот. К 2 часам дня преображенцы и семеновцы открывают огонь у Зимнего дворца, куда только подошла главная колонна.

Валентин Серов. "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава" Журнал «Жупел», 1905, №1
Валентин Серов. "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава" Журнал «Жупел», 1905, №1

Армия и #полиция стреляют и по хоругвям и по иконам, а не только по людям. Конница рубит женщин и детей шашками. Главная площадь империи и прилегающие улицы усеяны убитыми и ранеными. Солдаты даже ведут огонь по верхушкам деревьев Александровского сада - любопытные мальчишки забрались туда, чтобы лучше видеть происходящее, но сами стали жертвами полиции. Далее идет экзекуция на Невском проспекте, у Казанского собора, на Гороховой и Морской улицах, на Выборгской стороне. К концу дня в списках значатся тысячи убитых и раненых.

Войцах Коссак "Кровавое воскресенье. 9 января 1905 года"
Войцах Коссак "Кровавое воскресенье. 9 января 1905 года"

А вот, что Николай II записывает в Дневнике:

"9 января. Воскресенье. Тяжелый день. В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных частях города: было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело". И далее: "Мама приехала к нам из города прямо к обедне. Завтракали со всеми. Гулял...".

На следующий день: "Завтракал дядя Алексей. Принял депутацию уральских казаков, приехавших с икрой. Гуляли. Пили чай у мамы".

Весьма странное сочетание. Вроде бы надо разбираться в бойне, кто отдал приказ, а он - Государь Император - пьет чаи, гуляет, принимает....и не стесняется это записывать. Какое-то странное сознание у Николая II. Может рудимент "Крепостного права" не прошел, когда людей меняли на собак и цена человеческой жизни была другой.

Владимир Маковский "9 января 1905 года"
Владимир Маковский "9 января 1905 года"

Итак. Кто приказал стрелять и не чрезмерно ли жестоко полиция с армией расправились с мирной демонстрацией - вопросы так и остались без ответа. Современные #историки, написавшие многостраничные труды о "кровавом воскресенье" утопили эти - главные - вопросы в многочисленных деталях, рассуждениях, ссылках на размышления современников и т.д.

А вы, что думаете, мои читатели?

Рекомендую к прочтению книгу "23 ступени вниз" Касвинова.