Найти тему
Начиная всё сначала

Немного о том, куда мог пойти работать советский ребёнок, если бы его выгнали из школы, и есть ли такая возможность сейчас

Оглавление

Встречал уже не раз идею, что если ученик не хочет учиться, то надо давать справку ему в зубы и выгонять из школы. Пусть вертится как хочет, это уже не проблема учителей. Несомненно, как учитель я крайне одобряю такой вариант развития событий, но боюсь, что в нынешних условиях это невозможно. Почему? Да просто детям некуда идти кроме школы.

Все мы живём в одном обществе и поэтому заинтересованы, чтобы все его члены так или иначе приносили ему пользу. Задача ребёнка до наступления совершеннолетия это учиться. Но что делать, если сам ребёнок не хочет этого делать? Правильно, пусть работает, приносит себе и обществу пользу. Как обстоял вопрос детского трудоустройства в сельской местности во времена Советского Союза и как обстоят с этим дела сейчас? Почему сельская? Ну я тут сейчас живу.

Времена советские

Мой дедушка по линии матери проучился всего лишь 4 класса. Не потому что он был хулиган или не хотел учиться. Нужда заставила. Сперва с Войны не вернулся его отец, потом вскоре в результате несчастного случая не стало и матери. Поэтому и пошёл работать в местный колхоз и зарабатывать себе на жизнь после 4 класса, навсегда уйдя из школы. В конце концов, он стал передовиком-ударником и испытателем новейшей техники и прожил достойную жизнь в любви и уважении родных и близких.

Ещё раз дед пошёл работать после 4 класса, в начале 1950-х. Пока никакого смысла или морали, просто факт того, что в то время работа для детей была и им было ещё чем заняться кроме школы, если они не хотели или не могли учиться. Самые маленькие начинали с самой простой работы, постепенно им доверяли более ответственные задачи.

Телячьи ясли, совхоз Караваево, Костромская область. Фотограф Семён Осипович Фридлянд.
Телячьи ясли, совхоз Караваево, Костромская область. Фотограф Семён Осипович Фридлянд.

Схожая ситуация была и в 70-80-е годы, когда рос мой отец. Село другое, колхоз другой, время тоже другое, но и тогда для детей было полно работы и получали они за неё приемлемые деньги. Так за лето, только в виде подработки, можно было заработать 100-150 рублей. По тем временам очень даже хорошие деньги.

Тоже начинали с самого простого. Сперва «подай — принеси», за скотом последи, кучки мусора на поле поджигай. Сусликов полови. Потом можешь быть пастухом или работать на технике.

Многие как раз и начинали свою послешкольную рабочую карьеру работая трактористом или водителем. Работы хватало всем и платили тоже всем.

Во времена отца ситуация уже не была такой экстремальной как в послевоенные годы и тут уже не стоял вопрос выживания и пропитания, вопрос «работать или нет» был личным делом каждого. Важно лишь то, что если ты хотел работать то ты мог легко её найти. Не хочешь сидеть в стенах школы? Хорошо, иди работай, тебе есть чем заняться.

А что сейчас?

Как можно догадаться, в наше время всё обстоит несколько иначе.

Представим, школьник ушёл из школы по своему желанию, чтобы работать. Тут не так всё просто. Может быть в крупных городах для детей работа ещё найдётся, но уж точно не в мелких поселениях. В тех местах, где жили отец и дед, нет не то что работы для детей, нет работы для взрослых! На месте колхозов и предприятий одни развалины, а население сократилось в 3-4 раза. Разумеется, в городах ситуация с работой лучше — преимущественно это подработки у частных предпринимателей.

Источник фото profkom.mmk.ru
Источник фото profkom.mmk.ru

Другая ситуация, школьник плохо учился и его выгнали из школы. Куда он пойдёт? Сейчас такому ребёнку некуда деться, кроме как начать портить жизнь другим людям. Как правило, это дети из неблагополучных семей, живущих на пособие, и родителям до них нет дела. Поэтому ребёнок, чаще всего не обременённый моральными нормами, начнёт заниматься бандитизмом.

Наверняка почти все из таких «школьных изгнанников» работать не пойдут даже если работа будет. Они ступят на «скользкую дорожку». Для работы и труда нужна хоть какая-то сила воли и дисциплина, а где ребёнку её взять, если он не смог даже учится в школе?

Поэтому сейчас учеников и держат до 9 класса до самой последней возможности. У государства было два варианта действий:

  1. Создавать рабочие места для всех возрастов.
  2. Оставлять всех проблемных учеников в школе, где они отравляют жизнь учителям и другим ученикам.

Был выбран второй вариант. Денег это стоит меньше, да и основная ответственность перекладывается с самого государства и его органов на плечи школ и учителей.

Увы, в нынешних условиях выгнать ученика из школы просто невозможно, даже если он этого полностью заслуживает. Маячила бы перед носом перспектива трудовых будней, где никто не нянчится как в школе, может быть это чуть-чуть дисциплинировало. А может быть проблемный школьник и рад пойти работать, потому что для себя уже давно решил, что все эти тангенсы и «площади Африк» ему совершенно в жизни не нужны?

Понравилась статья? Поддержите автора, ставьте лайк и подпишитесь на канал!