Лирико-драматическая киноповесть Татьяны Лиозновой была снята по одноименному произведению Веры Пановой.
Неспешно рассказывается в фильме об удивительной судьбе семейной пары Евдокии и Евдокии. Евдоким Чернышёв (Николай Лебедев), отвоевав Гражданскую, мечтал о большой семье - у него самого было одиннадцать братьев и сестер, да детей он очень любил.
Однажды пожилой товарищ по работе позвал Евдокима в гости - вроде бы чаю попить, в шашки поиграть, но, на самом деле - с дочерью познакомить, Евдокией (Людмила Хитяева). Девушка Чернышёву очень понравилась, настолько, что вскоре и замуж позвал.
А уже после свадьбы просветили добрые люди, что девка-то - порченая, и детей у нее не будет. Что любилась она с татарином Ахметкой, да того родители забрали, поскольку не желали сыну брака с девушкой-иноверкой. Евдоким загрустил, думал и вовсе прогнать жену - ведь обманула она его, но понял, что очень привязался к ней. И простил.
Отец Евдокии, вдовец, выдав дочь замуж и сам женился на молодой вдове с ребенком. Наташа, сводная сестра нашей героини, была еще маленькой, отличалась нелюдимостью и любовью к чтению. Вскоре прокатилась эпидемия сыпного тифа - умер и отец Евдокии, и его жена, а девочка осталась сиротой.
Ни минуты сомнения не было у четы Чернышёвых относительно будущего Наташи - они её приняли в семью как дочь. Потом появился Андрей - сирота, ставший беспризорником после смерти родителей. И для Наташи с Андреем, и для других детей, принятых в семью, стали Евдоким и Евдокия настоящими родителями - любящими, внимательными, заботливыми.
Особенно мне нравится, что эта история не является слащавой - не всё просто в жизни Чернышёвых. Но и проблемы их не выглядят надуманными, а решение проблем - чересчур простым. И хоть здесь нет ярких внешних эмоций, но актёры сыграли настолько точно, что поневоле чувствуешь то, что у них кипит внутри.
Отдельно мне хотелось бы остановиться на некоторых актёрах. Иные из них никогда более не появлялись на экране, но кое-кто очень хорошо известен по другим фильмам.
Ольга Наровчатова (Наташа в юности) - сыграла также пионерку Натку Казанцеву в малоизвестном раннем фильме Леонида Гайдая "Трижды воскресший" (1960)
Алевтина Румянцева (взрослая Наташа) знакома любителям советского кино по фильмам "Мужской разговор" (1968, мать Юры), "Серебряные трубы" (1970, учительница Нина Ивановна), "Тени исчезают в полдень" (1971-73, жена Филиппа Меньшикова), "Вечный зов" (1973-83, жена Панкрата Назарова), "День свадьбы придется уточнить" (1979, мать Сергея), "Карнавал" (1981, мама Нины), а еще именно она играет дежурную на станции метро - ту самую, которая в "Я шагаю по Москве" разрешает герою петь.
Александр Барсов (Павел в детстве) широко известен по нескольким детским фильмам, где сыграл главные роли - "Ванька" (1959), "Мы вас любим" (1962), "Акваланги на дне" (1965), "Над нами Южный крест" (1965).
Взрослого Павла сыграл очень известный Владимир Ивашов - думаю, вы и без моей подсказки вспомните его в картинах "Балладе о солдате" (1959), "Семь нянек" (1962), "Герой нашего времени" (1965) и многих других.
Наталья Защипина (взрослая Катя) также появлялась на экране неоднократно, еще с детства. Главные роли в фильмах "Жила-была девочка" (1944), "Слон и верёвочка"(1945), "Первоклассница" (1948) и других - это она.
Харизматичная Вера Алтайская, великолепно сыгравшая пьяницу Шкапидар, помнится также по ролям невесты Петухова ("Жених с того света", 1958), Тётушки-непогодушки ("Марья-искусница", 1959), жены Панаса ("Вечера на хуторе близ Диканьки", 1961), Асырк ("Королевство кривых зеркал", 1963), Мачехи ("Морозко", 1964) и т.д.
Также в фильме "Евдокия" снимались Валентин Зубков, Иван Рыжов, Елена Максимова.
Моя оценка - 5, конечно же )