Мода во времена СССР существовала в двух вариантах: журнальном и народном. Журнальный вариант предлагал, действительно, красивые и гармоничные вещи, со вкусом подобранные одна к другой, но которых, к сожалению, нереально было найти в широкой продаже.
Так называемая "народная" мода в качестве своего ориентира брала журнальный вариант и подстраивала под свои небогатые возможности. Как правило, актуальным становился какой-то один предмет одежды, вокруг которого и строился весь образ. Конечно, люди с хорошим материальным обеспечением и связями в торговле, или же имеющие возможность выезжать за границу, могли позволить себе сразу несколько таких предметов.
Дубленка
Так, например, символом успешности и процветания долгое время была дубленка, как мужская, так и женская. Одинаковым успехом пользовались как коротенькие, так и длинные дубленки; женщины очень любили воротники с длинным мехом ламы и вышивкой по подолу, мужчины предпочитали солидные темно-коричневые дубленки с отделкой из стриженного меха.
К дубленке полагалось иметь шапку из натурального меха, все остальное с ней смотрелось "несолидно" и не по статусу. Женские фасоны шапок более чутко реагировали на моду и потому отличались некоторым разнообразием - то носили пышные меха в стиле шапки Алёны из фильма "Чародеи" или Нади из "Иронии судьбы", то переходили на строгие ушанки и ушанки"обманки" из норки.
Меховая шапка
У мужчин все было предельно просто: чиновники предпочитали каракулевые "пирожки", все остальные - ушанки, мех которых явственно указывал на материальное благополучие владельца шапки. Впрочем, меховые шапки носили не только с дубленками - это был как раз тот самый случай, когда в "народной" моде воцарялся какой-то один предмет, который был маркером и успешности, и знания актуальных трендов.
Поэтому "солидная" меховая шапка долгие годы была на пике моды, сразу показывая окружающим, на каком уровне находится материальная составляющая человека. Смешные коллективные фотографии 80-х, где девушки/женщины поголовно позировали в помещении, надев меховые шапки - как раз-таки дань этому "тренду".
Куртка "Аляска"
Еще один культовый предмет одежды, который было нереально встретить в открытой продаже - это знаменитая "аляска" японского производства. Самой модной считалась темно-синяя куртка с яркой оранжевой подкладкой, простроченной квадратами и с меховой отделкой по капюшону.
У спекулянтов такие куртки можно было достать по ценам, которая начинались от 200 рублей, но, разумеется, модников это никогда не останавливало - иногда за фирменные джинсы приходилось "отстегивать" больше, чем за "аляску". Чуть менее котировались темно-зеленые куртки, их брали, если не удавалось купить синюю, но, впрочем, менее модными они от этого все равно не становились...
Мохеровый шарф
Всевозможных шарфов советская торговля предлагала много, да вот только в моде были импортные мохеровые изделия, и желательно - в шотландскую клетку. Поставщиком этого вожделенного дефицита в то время были Румыния, Италия, Индия, Шотландия, и т.к. все "заграничное" в советские времена было в почете, счастливый обладатель такого шарфа никогда не отпарывал с него бирку, где золотыми нитками была сделана вышивка с названием производителя.
Шарфы для большей пышности начесывали над кипящим чайником массажными щетками и носили исключительно биркой напоказ. Особенно популярен мохер был у гостей с юга: пиджак, поверх него шарф и сверху все это увенчано кожаным скрипучим пальто - типичный образ кавказского бизнесмена советского времени.
Женщины, кстати, эти шарфы носили еще и вместо головного убора - либо просто накидывали поверх волос, либо делали чалму. Бывали и курьезные случаи, когда женщины скидывались и покупали мохеровый плед, чтобы разрезать его на полосочки и сделать модные шарфы - без фирменных бирочек, правда, но внешне очень похожие на настоящие ))
Сапоги на "манке"
С красивой, удобной и функциональной обувью в СССР дела обстояли неважно: она была из качественного сырья, но с точки зрения моды и эстетики оставляла желать лучшего. Поэтому модницы предпочитали отстаивать по полдня в огромных очередях, но приобретать импортную обувь.
Однако когда в моду вошли сапоги на белой микропористой подошве - "манке" в народе, то оказалось, что иногда даже и отечественная обувь может быть вполне приличной. Но, конечно, пределом мечтаний были все же итальянские сапоги - особенно популярной была фирма Nina, которая делала изящные сапожки на небольшой светлой платформе.
В совокупности факторов, советская зимняя мода периода конца 70-х-80-х предполагала наличие всех этих "показателей статуса" - дубленки/стильной шубки/аляски, меховой шапки из дорогого меха, мохерового шарфа и актуальных сапог, но подобное встречалось нечасто. Большинству приходилось довольствоваться одним-двумя предметами.
Конечно же, модный гардероб зимнего периода включал в себя и другие актуальные вещи - не были упомянуты дутые куртки и сапоги-луноходы, популярные у мальчишек шапки-петушки, болоньевые пальто и многое другое. Но эти дополнения вы можете внести уже сами, отписавшись в комментариях :)