Так пела Маша Распутина. А почему она так пела, вы узнаете, прочитав эту статью.
Героиня древнеиндийского эпоса «Махабхарата» царевна Драупади попросила бога Шиву послать ей мужа. Пять раз просила. Вот он и послал ей сразу пятерых мужей.
Эта история является первым письменным упоминанием многомужества. Спустя 28 веков после явления «Махабхараты» эта форма брака не исчезла из гималайских деревень Тибета, Индии и Непала.
Полагают, что полиандрия более характерна для сообществ, испытывающих недостаток природных ресурсов. Нехватка ресурсов вынуждает ограничивать рождаемость и увеличивает значимость выживания каждого ребёнка.
Очень удобно: один муж в поле, другой – ковры плетет, третий дом метёт, четвертый – на заработках. Всё хорошо! А жена носит ожерелья из кораллов и бирюзы, показывая всем семейный достаток. Матриархат: женщины обладают безграничным авторитетом, им принадлежит право последнего слова во всех семейных делах, и даже деревенские общины старейшин состоят в основном из уважаемых дам.
И хотя полиандрия официально была запрещена законом в Непале еще в 1963 году, но люди живут по прежнему. В СССР многожёнство тоже было запрещено, но любой уважающий себя секретарь узбекского райкома партии имел не одну жену.
Этнографы утверждают, что многомужество появилось, чтобы управлять уровнем рождаемости в гималайском регионе, где условия жизни очень трудные, особенно во время долгих зим. В одном полиандрическом союзе на свет будет произведено гораздо меньше потомства, чем в пяти моногамных браках, и у этого потомства будет больше шансов для выживания. Высокий уровень достатка подобной семьи также не поддается сомнению: четыре-пять работоспособных мужчин обеспечат дом лучше, нежели один глава семейства.
Вторая причина полиандрии кроется в географических особенностях гималайского региона. Допустим, например, что три брата из одной семьи решили обзавестись собственными семьями. Сначала между ними делятся дома и прочее имущество, включая религиозные и кухонные принадлежности. Затем распределяется земля, причем каждый участок делится отдельно в зависимости от его сельскохозйственной ценности. В итоге все браться получают одинаковые доли, но практическое неудобство подобного мероприятия заключается в том, что в руках у каждого оказывается несколько небольших клочков земли, подчас далеко отстоящих друг от друга. Через пару поколений подобного имущественного раздела некоторые участки оказываются настолько малы, что их невыгодно обрабатывать, а путь по горным тропам от одного холма до другого может занимать целый день! Вот тут-то на помощь и приходит полиандрия.