В мире, перегруженном информацией, нам как воздух стали необходимы простые решения: визуальные, функциональные, организационные. Компании начали активно работать над тем, чтобы предлагать их нам: простые кредитные схемы, простую маркетинговую политику, простые интерфейсы.
Однако, слишком прямолинейно стремясь к простоте, нельзя быть слишком предсказуемым.
Проще всего достичь простоты, рационально сократив то, что имеете.
При сокращении важно найти правильный баланс между простотой и сложностью. Достичь равновесия нелегко, ведь сократив слишком много, можно получить нефункциональную вещь. К тому же в человеке заложено инстинктивное желание сохранять и копить. Чтобы легче принимать решения, руководствуйтесь правилом: сомневаетесь — убирайте. Когда все, что можно было убрать, убрали, но есть цель еще больше упростить, применяйте правило SHE — Shrink (сжимай), Hide (маскируй), Embody (воплощай).
• Сжимай. Технологии постоянно сжимаются, что облегчает нам восприятие сложности. Сегодня внешний вид обманчив — трактор устроен проще, чем микрочип, а ЭВМ, занимающие ранее целые этажи, теперь умещаются на ладони. Так что сейчас большое — не обязательно сложное, а маленькое — не всегда простое. Однако мы привыкли испытывать уважение к большим предметам и снисхождение — к небольшим, и когда незначительная по размеру вещь демонстрирует значительную функциональность — это по-прежнему впечатляет. Впечатление миниатюрности и легкости можно создавать не только за счет уменьшения размера, но и делая предметы визуально более хрупкими и легкими — прозрачные корпуса, зеркальные панели, плоские экраны.
• Маскируй. Итак, все, что можно было убрать — убрали, затем сделали продукт более легким и компактным. Самое время перейти к маскировке. Примитивный способ — просто спрятать то, чем нечасто пользуются — как прячут лезвия в швейцарских ножах. Пример маскировки высокого уровня — графические интерфейсы компьютеров, где за иконками и строками меню скрываются многочисленные функции и приложения.
• Воплощай. При сокращении и маскировке важно сохранить ощущение ценности продукта. Необходимо, чтобы пользователь понимал, что, несмотря на скромные габариты, вещь обладает большей ценностью, чем ее более масштабные и напичканные функциями аналоги. Сейчас это с успехом удается делать компании Apple. Обладание высококачественными вещами делает и нас самих лучше в собственных глазах. В воплощении качества первичны правильные бизнес-решения, а технологии и дизайн вторичны. Воплощение качества может быть как реальным — безукоризненный дизайн, лучшие материалы и тонкая работа (на чем построена luxury-индустрия), так и придуманным (хорошая рекламная кампания). Кстати, иногда реклама не придумывает, а напоминает нам о скрытых сверхвозможностях вещей, которые замаскированы (например, о невидимых глазу технологиях).
Простота и сложность идут рука об руку.
Прелесть простоты становится очевидна лишь на фоне сложных вещей. Чтобы дизайн оставлял ощущение простоты, в нем должна присутствовать и некоторая степень сложности. Это равновесие очень хрупко и доступно лишь настоящим художникам, которых не так много. Самый простой подход к балансу простого и сложного — чередовать их, что позволит не наскучить ни тому, ни другому. Главное, найти правильный ритм, но если это нелегко, то просто используйте сложное и простое попеременно. Или можно играть на контрастах — на фоне простого неожиданно использовать нечто сложное, чтобы оценить и то, и другое. Например, среди лаконичного дизайна квартиры может выделяться одна единственная ваза оригинальной формы или цвета.
Простота, способная продавать — это в первую очередь квинтэссенция качества, позволяющая интуитивно понимать, находить правильный баланс со сложным, снимающая напряжение, создающая кредит доверия.