Художественные книги о животных обладают сразу несколькими преимуществами. Их пишут настоящие любители природы, они подробно и всегда интересно рассказывают о повадках животных, о среде их обитания (если это дикие животные), часто – о взаимоотношениях с людьми. Если взглянуть на биографии писателей, вы увидите, что их судьбы были тесно переплетены с миром дикой природы. Среди них часто встречаются охотники, объездчики, орнитологи, ветеринарные врачи, обладающие даром рассказа. Им не нужно было выдумывать сюжеты для своих историй. Большинство из них взято прямо из жизни.
Книги о животных открывают детям прежде всего суть человека, ведь все четвероногие персонажи в них обладают сходством с людьми. Они так же страдают и радуются, переживают периоды детства, зрелости и старости, проходят тяжелые испытания. Истории о животных – это притчи о людях. Очень часто – грустные притчи, потому что без слез и лишений не обходится никто на Земле. Тем прекраснее и ярче эпизоды, описывающие искреннюю дружбу, взаимовыручку, верность, которую демонстрируют животные, как будто показывая человеку, каким он на самом деле должен быть.
Дымка. Конь ковбоя
Канадский писатель Джемс Вилль (1892–1942) за эту повесть в 1927 году получил Медаль Джона Ньюбери за выдающийся вклад в детскую литературу. Она рассказывает о жизни лошади от первых дней ее жизни. Джемс Вилль пишет обо всем как человек знающий. Он сам работал объездчиком и одно время даже занимался конокрадством. В ней вы встретите дикие прерии, снежные горы, суровую зиму и жаркое лето. Познакомитесь с работой крупнейшей в США фирмы «Рокин Р.», с мексиканскими конокрадами, их способами уводить лучших лошадей из табуна, прятать следы, выводить тавро на коже лошади. Побываете на настоящем ковбойском родео.
В центре повести неукротимый, умный конь Дымка. Старые ковбои сразу видят, на что годится животное. Некоторые из молодых коней сразу идут в упряжку, некоторые – под седло. А Дымка был рожден, чтобы стать верным другом и соратником ковбоя. За свою жизнь он полюбил и подпустил к себе только одного человека и сохранял ему верность во всех нелегких испытаниях. Он был гордостью своего хозяина. На его работу в табуне съезжались посмотреть коневоды со всего Техаса. Он был подло украден. Он подвергался страшным мучениям. Его выпускали на родео как лошадь, которую невозможно объездить. Его морили голодом и били за то, что он не желал подчиняться грубой силе человека... Все это и многое другое – о Дымке.
Говорят, Джемс Вилль очень удивился, когда узнал, что его наградили Медалью Ньюбери как детского писателя, потому что он писал свою повесть для взрослых людей. Но читать эту книгу лучше в детстве. Ребенок, способный на сопереживание, сострадание, обязательно вырастет настоящим человеком.
Лесными тропами
Настоящим натуралистом Виталий Бианки был, наверное, от рождения. Он вырос в семье знаменитого российского орнитолога и, не заканчивая университета, в домашних условиях обрел профессию биолога-натуралиста. Впрочем, Бианки некогда было оканчивать университет – его молодость пришлась на гражданскую войну. Он много поездил по стране. В юности бывал вместе с отцом и с братьями на Кавказе, путешествовал по Саянам, по Тюменскому краю, сплавлялся по Оби до самого устья, бывал в Свердловске и Челябинске, жил на Каме. Почти каждый год выезжал на Новгородчину. Именно там он наблюдал быт кержаков-староверов; их образы вы встретите в повести «Аскыр». Встречи с людьми, которые жили в самых дремучих уголках нашей страны, вдохновляли писателя на новые книги.
В сборник «Лесными тропами» вошли три повести.
«Аскыр» – история охоты на молодого песца (аскыра) разворачивается параллельно с двух сторон. С одной стороны, мы следим за ростом и взрослением хитрого и ловкого зверька, который чувствует себя в тайге как дома. И, несмотря на молодость, уже совершил немало подвигов как умелый охотник. С другой стороны, мы наблюдаем за промысловиком Степаном, который приехал в Саяны из Москвы в поисках быстрой наживы. Ему казалось, что если он умеет хорошо стрелять, значит, самый простой способ заработать – пойти в тайгу вместе с охотничьей артелью. Но кержаки не желают принимать к себе чужака. Взятые в дорогу деньги постепенно подходят к концу, и Степан уже теряет надежду, когда один из пожилых кержаков уступает ему свое место в артели за процент от добычи...
«Мурзук» – история о дружбе старого лесника и дикой рыси. Еще котенком Мурзук попал в руки человека, оставшись без матери. Лесник Андреич выкормил его и приручил. Ручная рысь стала для него не только лучшим другом, но и помощником. Ведь зверь слушался человека лучше, чем собака. Как это обычно бывает, прознав о таком чуде, к старику явился директор зоологического сада мистер Джекобс. Он желал приобрести животное и ради своей цели не брезговал ни шантажом, ни угрозами. Так Мурзук попал в клетку и оказался в ненавистном зоологическом саду...
«Одинец» – история о глупом человеке и «последнем лесном великане» – лосе по имени Одинец. Человек, желая похвастаться перед девушкой и прославиться, выслеживает сохатого. Но зверь раз за разом уходит от погони. С большим искусством и знанием природы Бианки рассказывает о повадках лосей, об их способности плыть неутомимо и ходить по лесу бесшумно. Возле опасной болотной топи лось как будто проваливается сквозь землю. И человек никак не может понять, куда тот подевался. Впрочем, упорства двуногим не занимать. Изощренный разум и терпение чаще всего помогают человеку выходить победителем из любых схваток. Вот только кому нужно это противостояние?
Жила на свете собака
В этот сборник вошли рассказы трех писателей: Леонид Андреев «Кусака», Федор Кнорре «Солёный пёс», Сергей Иванов «Джулькино детство» и «Лето я провела хорошо...» Со словом «собака» люди чаще всего связывают слова «друг» и «защитник». Тридцать пять тысяч лет назад первые охотники приручили волков. И с тех пор потомки этих животных остаются самыми преданными друзьями человека. Даже одичавший пес, если его забрать в дом, через некоторое время будет счастлив служить хозяину. Так уж устроены собаки. Но чего им самим стоит их преданность? Все истории в этом сборнике рассказывают о собачьих судьбах. Они небольшие, но их содержание стоит многотомных романов. Они открывают ребенку внутреннее зрение на человека и его отношение к существам, населяющим нашу планету.
Бездомная дворняжка прибилась к семье дачников. Она всем сердцем привязалась к этим людям. Что с ней будет, когда хозяева соберут вещи и отправятся в город?
Пёс Солёный стал полноправным членом морского братства, настоящим членом команды корабля. Однажды он потерялся в порту. Ему предстоит сначала бороться за выживание с другими бродячими собаками и нищими, а потом перенести унизительную неволю на цепи. Сможет ли он вернуться к своим?
Джулька – глупый щенок, которому предстоит вырасти и стать первым помощником в нелегком труде лесника. Но сначала ему придется отвыкнуть от нежной матери, принять свое одинокое житье в лесной сторожке, научиться подчиняться человеку и утратить свое беззаботное детство.
Хвостик – деревенская собака, которая жила у сурового, неласкового хозяина. Он ее не обижал, но и не ласкал. И когда в соседней избе появилась чудесная добрая девочка, собака была покорена ее лаской и нежностью. Всем своим сердцем она влюбилась. Сможет ли девочка оценить любовь собаки?
С Севера на Юг. Путевые воспоминания старого журавля
Николай Каразин (1841–1908) был замечательным военным журналистом и художником-баталистом. Во времена, когда он жил, такое сочетание профессий было естественным делом. Фотографов тогда было совсем мало, поэтому на театре военных действий работали художники. А он был неутомимым рисовальщиком. Его бесчисленные зарисовки оживляют Среднеазиатские походы русской армии второй половины XIX века. Он рисовал батальные сцены, портреты местных народов, картины природы, а его зарисовки лошадей считаются одной из вершин русской графики.
На склоне лет он вдруг написал художественную повесть о журавлиной стае и иллюстрировал ее своими необыкновенными работами. Дело в том, что Каразин часто бывал в тех местах, где с милого Севера на Юг пролегает путь перелетных птиц. Наблюдая за ними, Каразин часто сравнивал свою кочевую, вольную жизнь с жизнью журавлей. В итоге получилось философское эссе – притча о добре и зле, о любви к родине, о служении и войне и о многом другом. Если вам еще не встречалась эта книга, прочитайте ее, не пожалеете. Мы издали ее в том виде, в каком она вышла на свет в начале ХХ века.
Фридолин, нахальный барсук
Лучшие годы Ганса Фаллады были связаны с его жизнью в маленьком курортном местечке Карвиц, на берегу Балтийского моря. Этот озерный край находится вдали от больших городов. В 1930-е годы там можно было укрыться от политических бурь и заниматься творчеством и семьей. Там была написана повесть «Фридолин, нахальный барсук». Пожалуй, в истории литературы это единственная большая, развернутая повесть о барсуке. Фаллада внимательно наблюдал за этими животными и рассказал об их жизни от первого лица. В книге множество интереснейших наблюдений за повадками барсуков. А в центре сюжета – «эпическое» противостояние барсука Фридолина и местных жителей. Барсук любит поедать чудесную кукурузу, а люди ему в этом всячески мешают. Философские рассуждения эгоиста и мизантропа Фридолина – истинное украшение этой интеллигентной, ироничной истории.
Все книги из подборки вышли в серии «Мы соседи по планете».
Читайте хорошие книги!
Посмотреть книги серии «Мы соседи по планете» на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.