Недавно я прочитала книгу Кэти Хирш-Пасек «Эйнштейн учился без карточек». Хочу поделиться с вами интересными фактами из книги, относящимися к развитию социального интеллекта у ребёнка.
Почему важен социальный интеллект
Необходимо уметь:
- регулировать собственные эмоции (истерикой вряд ли можно добиться своих целей);
- понимать эмоции и социальные сигналы других людей (если вы пришли в гости, не стоит засиживаться настолько, чтобы хозяевам пришлось переодеваться в пижамы);
- ясно выражать свои мысли в общении с другими людьми и мягко подводить их к тому чтобы они исполняли ваши желания (ведь прямые приказы вызывают у окружающих реакцию отторжения);
- ладить с людьми которые вам не нравятся (ненавистный начальник).
За все эти умения отвечает социальный интеллект.
Дети обучаются социальным навыкам, наблюдая, как их родители обращаются с ними и с другими людьми, а потом они испытывают изученное на своих сверстниках. Деткий сад и начальная школа —настоящий полигон такой практики.
Не перегружайте своих малышей впечатлениями
Когда тетушка Гертруда говорит, что не надо так перевозбуждать малыша, что вы слишком много играете и разговариваете с ним, и из-за этого он никак не может заснуть, она вполне может оказаться права. Дети умеют показывать, хотят они взаимодействовать или нет. Малыш, который смотрит на вас и гулит, как бы говорит вам: "Поиграй со мной, поговори со мной". Ребёнок, который отворачивается от вас, как бы говорит: "Я устал, оставь меня в покое."
Мать кормящая или любящая: что важнее?
Исследователи прояснили этот вопрос. Маленьким обезьянкам предлагали 2 игрушечных мамы. Одна была в виде манекена с бутылочкой, другая была покрыта пушистой тканью для обнимашек. Проголодавшись, маленькие обезьянки быстро утоляли голод бутылочкой, а все оставшееся время проводили с пушистой мамой. То есть, в ранних взаимоотношениях гораздо большую роль играет последовательная эмоциональная подпитка и телесная близость.
Нормальный детсад или няня не вредят детской привязанности
Огромное количество исследований показывают, что дети привязываются не к одному человеку, а к целой сети людей. Когда мамы нет, малыш с удовольствием играет с папой, а когда обоих нет, он вполне хорошо себя чувствует с присутствии заботливого чувствительного и отзывчивого воспитателя или няни.
Даже когда дети проводят в саду больше 30 часов в неделю, семья все же вносит больший вклад в социальное и когнитивное благополучие ребенка, чем детское учреждение. 67% детей, посещающих детсады находятся в надежных отношениях привязанности (тот же процент, что и у детей, воспитывающихся дома).
Как родители учат ребёнка регулировать эмоции
Разочарования — жизненная реальность. Умение позитивно их трансформировать превращает эти моменты в жизненный опыт.
Рассмотрим следующий пример. Ребенок получил в качестве приза не игрушку, а пару коричневых носков. Как можно помочь ему справиться с разочарованием? Можно переключить внимание, утешить словами или взяв на руки. Ещё можно предложить подарить носки другому ребенку или предложить ребенку поговорить с исследователями, сказать им, что они дали неправильный приз.
Исследователи считают, что ребенок, которого уговаривают поговорить с воспитателями, сильнее сердится и печалится, чем дети в остальных ситуациях. Важнее сначала научиться контролировать свой гнев, а не стоять за себя.
Делиться или не делиться
51% родителей считают, что их 15-месячные дети должны уметь делиться игрушками. Но даже 2 летние дети ещё к этому не готовы. Чтобы уметь делиться, надо задумываться о том, как на тебя смотрят другие, а ещё нужно уметь контролировать свои импульсы. Но ведь малыш едва способен контролировать слюну, текущую изо рта, не то что побуждение схватить предмет, который его привлекает.
Желания других людей малыши начинают осознавать с 18 месяцев. (например, угощают другого человека тем, что нравится ему, а не тем что нравится им).
Ребёнок как будто делает назло. Этожеребёнок?
Чтобы делать что-то со злости, необходим следующий мыслительный процесс: "Я злюсь на маму, потому что она не дала мне сделать то-то и то- то. Поэтому, если я все равно это сделаю, мама будет рассержена и я отомщу ей за тот запрет". Чтобы так мыслить, ребенок должен уметь представить себе мамины мысли. Это ребёнок научивается делать только ближе к 4 годам (в 3 года еще не может). Между тем, 39% из опрошенных родителей считают, что 12-месячный ребенок способен делать назло.
Не стоит наказывать ребенка за мелкую ложь до 4 лет. Потому что они просто описывают ситуацию такой, какой желают ее видеть. Это не то же самое, что намеренно пытаться скрыть правду.
Советы родителям
Ищите возможности для обсуждения чувств других людей. Объясняя, как люди могут себя чувствовать, если совершить определенный поступок, вы учите ребенка вставать на место другого человека. "Если ты ударишь Ирвина по голове этим грузовиком, он очень обидится и заплачет. Ты хочешь, чтобы это случилось?"
Спрашивайте ребенка о чувствах персонажей тех сказок и историй, которые вы читаете вместе. "Как ты думаешь, что чувствует этот человек? Что ты бы чувствовал на его месте? Как ты думаешь, что могли бы сделать друзья этого героя, чтобы улучшить его настроение?"
Объясняйте ребенку, что чувства имеют свои причины. Например: "Ты разбил мой стакан (причина) и это меня очень расстроило (следствие)".
Создайте пространство для общения. Порой детям просто необходимо "потусоваться" с другими детьми или побыть наедине с самими собой.
Каждый день разговаривайте с воспитателем своего ребенка о том, как у него дела, задавайте вопросы о том, как ваш ребенок ладит со своими сверстниками и разрешает возникающие споры. Тогда у вас будет лучшее представление о том, как в данном учреждении происходит эмоциональный тренинг и обучение. Для ребенка имеет значение, насколько последовательные сигналы он получает от родителей — но точно так же важно, чтобы были последовательны и те сигналы, которые он получает от воспитателей.
Старайтесь не игнорировать и не принижать чувства ребенка. Хотя вам зачастую хочется, чтобы эмоциональные спады просто прошли сами собой, их следует понимать как важные возможности для того, чтобы обучить детей умению избегать или разрешать подобные ситуации.
Относитесь к ребенку так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам, когда вы выражаете свои эмоции. Как бы вы себя чувствовали, доверив какую-то свою тайну подруге, если бы она высмеяла вас в ответ? Дайте ребенку понять, что выражать негативные эмоции, например печаль или страх, — это нормально. А также постарайтесь продемонстрировать позитивные способы, позволяющие вам справиться с собственным гневом и негативными чувствами.
Как предотвратить буллинг?
Пресекайте агрессивное поведение в самом начале. Исследователи выяснили, что и хулиганы и их жертвы обычно имеют определенные типичные характеристики. Обычно у жертв бывают чересчур дотошные родители, склонные к контролю или излишней опеке. Это приводит к тревожности, низкой самооценке и зависимости, которые, объединившись в одном ребенке, буквально излучают ощущение уязвимости. Хулиганы обычно растут в семьях, где отношения не отличаются особой теплотой и привязанностью. В таких семьях не принято делиться своими чувствами. Иногда родители хулиганов бывают слишком склонны к наказаниям и жестким дисциплинарным правилам.
Хорошей стартовой площадкой для оказания для оказания помощи являются детские сады и другие дошкольные учреждения, где социализация детей интегрирована в учебный план. Дети, склонные к тревожности и уходу в себя, если у них складываются хотя бы одни хорошие дружеские отношения, получают от них колоссальную пользу. И даже когда у них возникают конфликты со сверстниками, они получают ценные уроки относительно того, как правильно интерпретировать социальные сигналы.
Чтобы не превратить своего ребенка в хулигана, не жалейте времени на то, чтобы расспросить ребенка, как он себя чувствует и по-настоящему выслушать его ответ. Когда он выражает гнев или ярость, поработайте вместе с ним, чтобы помочь ему отрегулировать свои негативные эмоции и найти мирные способы "выпустить пар". Когда ребенок говорит о проблемах, которые возникают у него со сверстниками, постарайтесь вместе с ним отыскать разумные способы разрешения этих проблем.
Дети, которые не являются ни хулиганами, ни их жертвами, могут сыграть огромную роль в формировании поведения других детей. Научите своего ребенка вступаться за жертв хулиганов. "Не надо с ним так поступать: это нехорошо!" "Драка — не лучший способ разрешения проблем. Давайте пойдем к учителю и поговорим о том, что случилось".