Это реальная история о переученном левше и о последствиях этого переучивания, с которыми герой нашей статьи вряд ли когда-нибудь расстанется.
Левша, о котором идёт речь, учился в советской школе в то самое время, когда быть левшой считалось неправильным и обязательным к «исправлению». Кстати, левшизм не принимали не только в СССР, это происходило во всём мире. Тот факт, что у 85-90% людей на планете ведущей рукой является правая, заставил мир считать это нормой, а ведущую левую руку — отклонением от нормы. Дети-левши того времени прошли через бесчеловечное, с нашей точки зрения, испытание — принудительный отказ от собственной природы.
Но вернёмся к нашему Левше, который прошёл через запрет использования рабочей руки и волей-неволей (скорее, неволей) привык всё делать нерабочей. Результат: одинаковое владение обеими руками и дисграфия (вот мы и подобрались к теме русского языка).
Дисграфия (от греч. dis — разделение, отделение + grapho — пишу) — нарушение письма, при котором имеет место замена букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов.
Из словаря методических терминов.
То есть речь не идёт о грамотности или безграмотности человека, речь идёт о том, что у него вообще не складываются отношения с буквами.
Есть, разумеется, немало и других последствий, с которыми сталкивается ребёнок в результате переучивания:
- неспособность хорошо владеть обеими руками;
- задержка развития речи и её непонимание;
- склонность к головной боли;
- нарушение аппетита;
- расстройство сна;
- развитие энуреза, эпилепсии, невроза.
Не говоря уже о том, что ребёнок вероятнее всего будет чувствовать себя «неправильным», испытывать стыд или чувство вины, что со временем может привести к определённым психологическим последствиям.
Почему так происходит? Потому что мы видим просто руки, правую и левую, а наш мозг видит всё совершенно иначе.
Известно, что правая сторона тела управляется левым полушарием мозга, а левая сторона тела — правым. Если от природы у человека больше развито правое полушарие (рабочая рука левая), значит именно оно предназначено для решения большинства задач, так как превосходит левое. Не задействуя рабочую руку и перекладывая всю нагрузку на нерабочую, человек ставит перед своим менее развитым полушарием мозга иногда невыполнимые задачи. Если оно и способно с ними справиться, то это стоит намного больших усилий. Печальные последствия переучивания — это сопротивление мозга, которому нагрузка такого рода просто не по силам.
К счастью, сегодня большинству людей известно, что левшизм не является патологией и нет никакой необходимости с ним бороться. А вот развивать оба полушария головного мозга одинаково полезно как левшам, так и правшам. Разница в том, что при переучивании вся работа ложиться на более слабую руку, а при развитии — лишь небольшая часть работы.
Например, в недавней публикации о пользе ручного письма мы упоминали о том, что в процессе написания текста нерабочей рукой в мозгу формируются новые нейронные связи и развивается креативность.
К слову, наш Левша — дизайнер, и у нас есть все основания считать его дизайнерские решения смелыми, свежими, нестандартными. Может ли это быть связано с его лево-, праворукой историей? Почему нет? Как вы считаете?