Найти тему
Киношная ночь

Самые глупые штампы кино. №6

Оглавление

Продолжаю хит-парад! Спасибо подписчикам за наводку на штампы этого выпуска!

1. Машина никогда не заводится в нужный момент

Кадр из фильма "Форсаж 7". Режиссёр – Джеймс Ван
Кадр из фильма "Форсаж 7". Режиссёр – Джеймс Ван

А ведь герой приехал на ней совсем недавно. Приехал на дело, скорее всего чтобы сразиться с ужасным злодеем, а затем, когда начнётся погоня, умчаться в закат. Или уехать от полицейских или сделать ещё что-нибудь важное. И именно в этот момент двигатель обязательно начнёт глохнуть. Если вы смотрите комедийный боевик – в последний момент он всё-таки заведётся. Если фильм ужасов – то не заведётся, либо сделает это слишком поздно. Если спортивную драму, то герой погладит приборную панель, и автомобиль радостно отзовётся.

Кадр из мультфильма "Тачки". Режиссёры – Джон Лассетер, Джо Рэнфт
Лого не является частью мультфильма:)
Кадр из мультфильма "Тачки". Режиссёры – Джон Лассетер, Джо Рэнфт Лого не является частью мультфильма:)

Иногда (очень редко) сценаристы хоть как-то пытаются обыграть этот момент – например, с самого начала показывают, что машина старенькая, и с трудом передвигается по дороге. В остальном – всегда одно и то же, и делается это для нагнетания напряжения. Успеет ли он стартовать? Или маньяк, размахивающий трубой от пылесоса, достанет героя? Но это уже давно не напрягает, а смотрится с отсутствующим выражением лица. Машины даже в жизни столько не глохнут, сколько глохнут в фильмах.

2. Чернокожие всегда выживают

Кадр из фильма "Мстители". Режиссёр – Джосс Уидон
Кадр из фильма "Мстители". Режиссёр – Джосс Уидон

Этому штампу не так много лет, но он уже успел приесться. Толерантность Голливуда продолжает набирать обороты, и дошло до того, что теперь наличие в фильме темнокожего персонажа означает его значимость. Это может быть второстепенный герой, не играющий практически никакой роли в сюжете или просто один из персонажей, которым уделено время на экране. И если вы видите такого, то уже знаете: он не погибнет. Самые сильные и везучие не переживут встречу со злом, но вот этот чернокожий герой (даже если он последняя тряпка) обязательно останется в живых.

Кадр из фильма "Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»". Режиссёр – Дрю Годдард
Кадр из фильма "Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»". Режиссёр – Дрю Годдард

За него не надо бояться. Какие бы ужасные события ни происходили, его ждёт победа. А если он по дороге успеет рассказать всем о том, как тяжела была его судьба – так ещё лучше. Пример – фильм "Ничего хорошего в отеле Эль Рояль". Не извиняюсь за спойлер, так как фильм посредственный, несмотря на стиль и обилие отличных актёров. Тут я писал о нём подробнее:

"Ничего хорошего в отеле Эль Рояль" или что там хорошего

3. Чем проще оружие, тем опаснее

Кадр из фильма "Молодой мастер". Режиссёр – Джеки Чан
Кадр из фильма "Молодой мастер". Режиссёр – Джеки Чан

Сложно сказать, откуда это взялось – вполне возможно, что из фильмов Джеки Чана или Брюса Ли, где любой подручный предмет мог стать смертельным оружием. Так или иначе кино впитало в себя этот ход и стало совать его повсюду. Труба/палка/карандаш/зубочистка/ушная палочка – вот далеко не единственная серия предметов, которыми главный герой всегда может одержать победу. У врага при этом может быть что угодно – от ножа до ядерной бомбы с огромной красной кнопкой. Но он проиграет. Такова сила добра.

Кадр из фильма "Скала". Режиссёр – Майкл Бэй
Кадр из фильма "Скала". Режиссёр – Майкл Бэй

В нужный момент у героя всегда окажутся под рукой такие удобные вещи, как осколок стекла (которым злодей сам снабдил протагониста, разбив его спиной окно), булыжник (если действие происходит снаружи) или любой другой тяжёлый предмет (если действие происходит внутри). Враг при этом никогда не станет следить за руками героя, долго и упорно нащупывающими вокруг что-нибудь спасительное. Он слишком уверен в своей победе.

Кадр из фильма "Однажды в... Голливуде". Режиссёр – Квентин Тарантино
Кадр из фильма "Однажды в... Голливуде". Режиссёр – Квентин Тарантино

Хорошо этот приём был использован в "Однажды в... Голливуде" – там банка собачьего корма берётся не из ниоткуда, а мелькает перед глазами весь фильм, чтобы в конце сыграть свою роль.

4. Вода спасёт мир...

Кадр из фильма "Глубокое синее море". Режиссёр – Ренни Харлин
Кадр из фильма "Глубокое синее море". Режиссёр – Ренни Харлин

Главный герой из последних сил убегает от врагов, и в итоге вынужден прыгнуть в воду. А оказавшись внутри, он становится неуязвимым. Прямо как Шварц в "Хищнике", только там была грязь, защищавшая его от инфракрасного зрения инопланетной твари. В обычных же фильмах нам показывают, как пули чертят красивые линии в воде вокруг героя, но ни в коем случае не попадают в него. Где-то в этот же момент мы неожиданно узнаём, что протагонист может задерживать дыхание на несколько минут, чтобы переждать период, когда его преследователи напряжённо вглядываются в воду, ожидая всплытия противника. Сколько ни целься. В таких ситуациях можно попасть только в акул.

Кадр из фильма "Апокалипто". Режиссёр – Мэл Гибсон
Кадр из фильма "Апокалипто". Режиссёр – Мэл Гибсон

Другая вариация: всё происходит в лесу. Герой убегает и натыкается на водопад. Внизу острые как бритва камни, но терять, как говорится, нечего – и он прыгает, чудом не разбившись. Судьба благоволит ему, но не его противникам. Недотёпы-преследователи либо не решатся прыгнуть вслед за ним, либо обязательно налетят на камни.

5. ...и сделает его драматичнее

Кадр из фильма "Властелин колец: Две башни". Режиссёр – Питер Джексон
Кадр из фильма "Властелин колец: Две башни". Режиссёр – Питер Джексон

Но эта же вода способна быть источником бесконечной печали. Ведь если в фильме происходит что-то грустное, в кадре обязательно идёт дождь. На похоронах, во время расставания, когда убивают какого-нибудь хорошего персонажа... Или просто в любой драматичный момент. Дождь всё делает чувственнее, разверзаются хляби небесные, и тучки не могут сдержать слёз. Это настолько частый приём, что даже пересматривая любимого "Властелина колец", я каждый раз об этом вспоминаю в начале битвы при Хельмовой Пади.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию". Режиссёр – Ридли Скотт
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию". Режиссёр – Ридли Скотт

Думаю, использовать этот приём стали очень давно, но первое, что приходит в голову из старого – это, конечно, "Бегущий по лезвию". Великая финальная речь Роя Бетти, придуманная Рутгером Хауэром в ночь перед съёмкой сцены, навсегда останется в сердцах киноманов, даже несмотря на свою избитость:

Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы под дождём...
-12

А какие штампы раздражают тебя? Пиши в комментариях, и я включу их в следующий выпуск! Ставь лайк и подпишись на канал (жми здесь), чтобы сделать кино оригинальнее!

Другие выпуски про штампы:
🎬№1 | №2 | №3 | №4 | №5🎬