С тех пор, как в 2003 году ушел в отставку «Конкорд» - единственный бывший в длительной регулярной эксплуатации сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС), не прекращаются рассуждения о том, когда появится его преемник. Но до сих пор ни один проект, пригодный (хотя бы теоретически) для организации более-менее массовых авиаперевозок, «в железе» так и не появился.
Имеет ли вообще пассажирский сверхзвук право на существование в текущих реалиях? «Ну как же, - ответят многие, - ведь насколько было бы быстрее из Москвы в Анталию летать!». Давайте прикинем, насколько. В качестве подопытных путешественников определим семейную пару средних лет с багажом и ребенком, а за отправную точку возьмем продолжительность рейса Москва-Анталия на обычном «Бобике» или «Арбузе» в ~3,5 часа. Сначала добираемся из дома до аэропорта. Оценим это время в 1,5 часа (например, такси из центра Москвы с умеренными пробками, либо метро плюс «Аэроэкспресс»). Далее, мы ведь летим за границу, а не в соседний город пивка попить, так? Следовательно, закладываем время на регистрацию и сдачу багажа, а также на прохождение пограничного контроля и поход в дьютик. Все мероприятия в совокупности займут порядка часа. Кто скажет, что можно обернуться гораздо быстрее, пусть вспомнит, что ни такси, ни «Аэроэкспресс» непосредственно к стойке регистрации не подвозят, и для начала придется пройти досмотр на входе, а затем неслабо прогуляться по аэровокзалу, и что та же онлайн-регистрация для многих чартеров недоступна. Плюс покурить, купить водички, сходить в туалет и все такое прочее. И да, мы же договорились, что в нашем примере летит семья. А у жены и ребенка вполне себе могут быть свои хотелки, реализация которых тоже займет какое-то время… По действующим правилам регистрация на рейс заканчивается за 40 минут до времени отправления, посадка – за 20 минут. Предположим, что наши пассажиры – не те паршивцы, которых дожидаются сидящие в самолете 400 человек, и что они отправятся на посадку ко времени открытия гейта, а не в самый последний момент. Итого еще порядка часа плюсом. Таким образом, от момента выхода из дома до начала выруливания самолета на взлет мы уже имеем примерно 3,5 часа потраченного времени. Далее – сам перелет те же 3,5 часа, ну и после приземления традиционно ждем телетрап/автобус, потом свой багаж и соотечественников, что терзаются муками выбора в дьютике по прилету. Итого до первого стаканчика вискаря в автобусе, что доставит наших туристов в отель, еще часок незаметно пролетит. Получаем, что идеальное (без лишней беготни, но и без задержек и прочего форс-мажора) путешествие из своей квартиры в Москве до трансфера в Анталии займет порядка 8 полноценных часов.
Заменим в изложенной последовательности обычный дозвуковой лайнер на СПС. На эшелоне получим скорость не 800, а, скажем, 2200 км/ч, т.е., в 2,75 раза выше. В первом приближении это обещает перелет менее, чем за полтора часа, но, однако, конечный крейсерский эшелон СПС, на котором он выдает эти самые 2200 км/ч, почти в два раза выше обычного (18-20 км вместо 10-11), а набор сверхзвуковой скорости даже с учетом всех гипотетических конструктивных улучшений, снижающих шум и ударную волну, явно будет производиться исключительно в специально отведенных на то районах. Плюс ко всему, полеты на сверхзвуке на высотах ниже 11 км по действующим правилам просто запрещены (саму возможность регулярных полетов на сверхзвуке над сушей рассматривать не будем, а просто предположим, что на новой технике это станет доступным). С приведенными допущениями выходит, что СПС долетит из Москвы в Анталию примерно за полтора часа – один час сорок минут, т.е., путешественники сэкономят лишь около 2 часов из 8. А ведь мы еще не посчитали время на поездку из аэропорта прибытия в собственно пункт назначения – это девальвирует экономию от сокращения времени полета еще сильнее.
При этом очевидным образом полет на СПС будет дороже. Сильно дороже. Хотя бы потому, что сверхзвуковой самолет по определению более прожорливый, т.к. летает быстрее, и более дорогой в обслуживании, т.к. сложнее технически. Чтобы представить, сколько может стоить билет, обратимся к опыту эксплуатации того же «Конкорда», трансатлантический перелет на котором был от 2 до 10 раз дороже, чем на обычном лайнере. Для понимания, разброс цен зависел от принимаемого к сравнению класса обслуживания в обычном самолете, и билет на «Конкорд» стоил в 10 раз дороже, чем «эконом» в том же «Боинге». Будут ли обычные люди, не обремененные излишками денег, переплачивать да пусть даже и в два (а не в десять) раза за полет на СПС, ведь по факту общее время в пути сократится лишь на 25%? Ответ о количестве желающих доплатить за комфорт вполне нагляден и демонстрируется соотношением количества мест в «экономе» и в «бизнесе» в обычных самолетах. Если же спрос на сверхзвуковые перевозки окажется небольшим, то цена билета на СПС вырастет еще больше, поскольку самих самолетов авиакомпаниям из-за небольшого объема сверхзвуковых перевозок понадобится меньше, а это увеличит стоимость единичного самолета, не вышедшего в массовое серийное производство. В таком случае, к сожалению, новый СПС постигнет судьба его предшественников – непродолжительная эксплуатация небольшого количества уникальных машин по ограниченному числу маршрутов, по большому счету не особо нужная авиаперевозчикам и недоступная для подавляющего большинства пассажиров.