Из каждой электрокофемолки и светодиодной люстры только и слышно: "Надо самоизолироваться!" А где можно самоизолироваться надёжнее, чем в горной тайге на склонах Главного Уральского хребта, куда далеко не каждая машина сможет проехать? Вот мы 22 мая 2020 года и совместили полезное (самоизоляцию) с приятным (любование красотами горной тайги).
Ну, полезное мы нашли не только в самоизоляции. Весна ведь, всё цветёт, полезные вкусности из земли лезут, которыми можно полакомиться, витаминами организм подпитать. Как, например это делает дипломат, известный международный политический аналитик О.Шелкова. Собрала букетик из уральской кИслицы и спряталась под лиственницами.
Думаете, она кислицей лакомится? Щас! Кислица пойдёт в зелёный борщ вместо ещё не выросшего щавеля. Не поверите: она молодую хвою лиственницы кушает. Серьёзно! И ничего странного: пока хвоя молодая, она действительно вкусная.
Весна... На горных лугах ещё не отцвела медуница (синенькая), но уже появились купавки (жёлтенькие). Кстати, про витамины: стебли медуницы, если их очистить от ворсистой кожицы, тоже съедобны. А ещё в основаниях её колокольчикообразных цветочков есть сладкий нектар, который, вырвав цветочек, можно высосать и лишить лесных шмелей пропитания. :)))
В горах - только начало буйного майского цветения.
На Урале для этих цветочков есть местное название - барашки. Стебельки, кстати, тоже съедобны.
Барашки и цветной горошек. Горох из него не родится, но цветёт сие растение красиво.
Не ботаник я, как этот цветок называется, я не знаю. Называю просто "звёздочка". Но нравится он мне. Жаль, очень быстро отцветает. Распускающийся рядом бутон - купавка.
Вот так он выглядит поближе
Ещё неделя, и весь луг будет жёлтым от купавок. Ещё неделя - и лепестки опадут: весна на Урале (особенно в горах) стремительна, всё стремится жить побыстрее.
В городе черёмуха уже отцвела, а здесь цветение только-только набирает силу. Несколько дней, и вдоль ручьёв будет белым-бело от цветущей черёмухи. А запах какой будет стоять - словами не передать!
Дальше этого места раньше мы с супругой не рисковали проехать: сесть на пузо на выезде из ручья было - нефиг делать. Ведь хорошо известно: чем круче джип, тем дальше бежать за трактором. А от этого места до ближайшего трактора - километра три. Но нашёлся добрый человек, обеспечил нам переправу без риска ободрать все выступающий из днища части машины, и мы прорвались дальше.
Этот ручеёк - верховья одного из главных притоков реки Миасс, называется речкой Атлян.
Пока дипломат и известный международный политический аналитик О.Шелкова ищет пустую бутылку, чтобы напиться воды из речки Атлян, другой известный журналист-международник А.Горохов попирает своей тростью сию великую реку. :))))
Буквально через 50 метров на этом на редкость для лесных дорог прямом участке - ещё один ручей, который через сотню шагов сольётся с рекой Атлян. Впрочем, когда-то эта дорога была очень даже неплохой, ведь строили её для перевозки ракет на позицию ЗРК С-25. Военный городок ликвидировали вскоре после обмена сбитого под Екатеринбургом Пауэрса. Существовала даже легенда, про то, что его сбила ракета, выпущенная из этих мест, из Зелёной Рощи. Но это не так: просто дальности действия ракет С-25 для этого недостаточно. А потом в Зелёную Рощу переместился завод по производству телег и саней. И я там жил с 1972 по 1980 год...
С этого места то ракетных позиций метров 700, а до урочища, где когда-то находилась Зелёная Роща (посёлок уничтожили где-то на рубеже "нулевых" и "десятых" годов: собирались, мляха, супер-пупер экологический туризм развивать, да не потянули), около километра.
В Зелёную Рощу мы с супругой так и не проехали: буквально на окраине бывшего посёлка дорогу размыл очередной ручеёк. И преодолеть ложбинку, где он течёт, можно исключительно на машине с лебёдкой. Или на "Урале".
А позицию пусковой установки С-25 я ей показал. Издалека, метров с 50: всё заросло молодыми деревьями, ближе просто невозможно подъехать. А ещё - накормил её вот этими цветочками. Да, да! Это цветы сосны. Если очистить находящийся под чешуйками зелёный стерженёк, то его можно кушать. И тоже довольно оригинальное на вкус лакомство, доступное только весной.
На этой сосёнке уже не просто цветочки, а маленькие "свечки", которые через год станут молодыми веточками.
Продираясь сквозь чащобу в окрестностях ракетных позиций, я неожиданно выехал на свой бывший покос. Не этот. Там мы, подкрепившись запасёнными в дорогу продуктами (не лесной экзотикой, а обычными), совсем забыли про фотоаппарат. Да и тучи мошек, немедленно кинувшихся на свежее городское мясо в виде нас с женой, не очень-то располагали к фотографированию.
Западный склон этой горушки (тот, что справа) к середине июля будет усыпан лесной клубникой.
А это - последние цветочки сон-травы, которую тут ещё называют подснежниками. Супруга рвалась их набрать, но пока я отсиживался дома с шалящим сердечком, мы пропустили время, когда их можно собирать.
Остались нам только "последствия" цветения сон-травы.
Заглянув на придорожный пригорок увидели, что ЗЕМЛЯНИКА ЗАЦВЕЛА!!! Значит, через месяц, в последних числах июня, будут ягоды.
Цветёт всё. Через неделю цветов на горных лугах будет ещё больше.
Запаслись мы кислицей и молодой крапивой для зелёного борща и вернулись "в цивилизацию". В теперь последний перед горной тайгой посёлок Архангельское (раньше таким была Зелёная Роща).
Архангельское - старый посёлок золотодобытчиков. На его окраине до сих пор видны отвалы породы, вынутой из штреков золотодобытчицкой шахты. А поскольку наши люди не могут без украшение домов растительностью, практически возле каждой избы - те или иные насаждения. Если не яблони (в Архангельском - уникальный микроклимот: нигде в окрестных посёлков яблоки не вызревают, а тут - пожалуйста!) и уральские груши-северянки, то сирень и акация. Жёлтыми цветы - есть такой вот местный сорт акации.
Пока супруга воровала сирень у забора заброшенного деревенского дома, нас посетила кукушка.
Пока мы собирались подкрасться к ней поближе, чтобы сфотографировать, она улетела. Оставив на память только свой "портрет", максимально возможно приближенный фотообъективом.
Но пора двигаться в сторону дома: погода начала портиться. Однако эту пастораль, помытую начавшимся дождём (вовремя мы "слиняли" с таёжных дорожек!) я просто не мог не снять!
В семи километров от Архангельского в сторону города - большое село Ленинск (до революции - Царёво-Александровский золотой прииск). Кстати, знаменитое на весь мир тем, что именно на его территории нашли самый большой из сохранившихся поныне золотых самородков - этакую глыбу весом более 36 килограммов. Ныне самородок "Большой треугольник", добытый в Ленинске, хранится в Алмазном фонде России.
Ленинск - местный "полюс холода". Зимой здесь на 5-10 градусов холоднее, чем в Миассе. Поэтому неудивительно, что здесь буйное цветение всего и вся, когда в Миассе черёмуха уже отцвела, а яблони отцветают.
Представляете, какой запах под этими яблоньками-ронетками, на которых "яблочки" - размером с вишню!
Дорога между Ленинском и Миассом неплохая, и мы вскоре проскочили краешек тучи, вылившийся на неё.
- А закат у нас за спиной красивый? - спросила меня жена, когда солнечные лучи пробились в салон машины через заднее стекло.
И я остановился, чтобы она увидела, какой у нас за спиной закат....
Закат был за спиной. А впереди снова встала радуга.
Несколько поворотов, и закат сместился из-за спины в левое окошко машины. Вода в пруду на реке Миасс возле села Смородинка (один из первых в области совхозов, организованный в самом начале 1920-х) приобрела розовый оттенок.
Стоит чуть поиграть с приближением/удалением объектива, и фотоаппарат уже по-другому воспринимает цвета.
Буквально через пару километров выехали на пересечение местной дорожки с трассой М5 Москва - Челябинск. И встали перед одним из немногих светофоров на федеральной трассе "Урал", расположенных вне населённых пунктов.
Дальше наш путь на запад, навстречу закату.
Проехали по М5 километра четыре, и небо уже другого цвета.
Гора Круглая - "предупреждение" водителям, движущимся с востока на запад о том, что впереди Уральские горы. Первый "тягун" на трассе.
Это не след какой-нибудь ракеты или метеорита (кстати, упавшего всего-то километрах в двадцати от места съёмки), это в кадр попал дворник, смахивающий с лобового стекла водяную пыль. :))))
После дождя над лесом появились клочья тумана.
Местами эти клочья совсем небольшие. Просто клочки какие-то...
А впереди уже появились серьёзные горы. Уж в них-то едущие на запад грузовики в полной мере почувствуют сложность "Дороги смерти", как называют участок трассы М5 между Ашой и Миассом.
По Главному Уральскому хребту проходит граница между Европой и Азией. Мы - в Азии. А за ним на фото - не горы, а облака. Закрывающие обычно хорошо видимый с этого места хребет Уреньга - самый высокий перевал федеральной трассы М5.
Но крюк километров в двадцать по трассе мы сделали не для того, чтобы снять в сумерках горы, а вот ради это дерева. Мы его видели по пути в тайгу среди леса (хоть и рядом с дорогой), но "протупили", вместо того чтобы остановиться и сфотографировать. Пришлось исправлять ошибку на обратном пути.
Ну, и послесловие к "самоизоляционной" поездки в тайгу.
Супруга, естественно, нарвала кучу цветов. И дома наши кошки с головой окунулись в изучение прикладной ботаники... :)))
Русику почему-то больше всего понравилась именно черёмуха. Он и нюхал её, и грыз... В общем, изучал. :))) Хотя не побрезговал и "ассорти" из луговых цветов.
У Марфы же давние сложные отношения с сиренью. Не всегда мирные, но на этот раз ПОКА обошлось. Теперь же пришла очередь изучать черёмуху.