До обучения морскому ремеслу для меня всё, что ходило по морю с грузами и людьми, именовался "кораблём". Однако в процессе постижения морских премудростей стало ясно, что всё весьма непросто.
Во-первых, необходимо понять - есть "корабль" (ship), а есть "судно" (vessel). В русской интерпретации имеется чёткое разделение: первый термин относится к ВМФ (Navy), второй термин относится к гражданско-торговому (merchant) флоту. В английском формате такого кардинального деления нет, однако принято именовать также как и в русском. Во-вторых, для многих (как в своё время и для меня!) будет открытием узнать, что судно использует помимо двигателя ещё и движитель. И это абсолютно разные по виду и функциям вещи! Хотя, если разобраться, всё вполне очевидно и лежит на поверхности (моря?).
ДВИГАТЕЛЬ - приспособление (механизм, конструкция), способное дать судну ход относительно воды, преобразовав энергию движителя. ДВИЖИТЕЛЬ - это, проще говоря, энергия топлива для двигателя. Таким образом, одно без другого не работает чтобы наше плавсредство неслось в далёкие дали ;DX. Рассмотрим названия судов в зависимости от движителя.
1. УПОРОХОД (РЫЧАГОХОД).
Двигатель - весло, движитель - упор, создаваемый гребцом при опускании весла в воду. Человек на надувном матраце, гребущий руками - и древний упороход готов! Галера - самый известный представитель такого типа, особенно с двухпалубными посадочными местами для гребцов. Галеры дожили аж до XVIII-го века, имелись в военно-морском флоте Петра Первого.
2. ВЕТРОХОД.
Двигатель - парус, движитель - ветер. Да, галеры имели паруса. Но основным двигателем были вёсла. А действительно полноценное парусное судно массового использования появилось к началу XV-го века. Я, переработав некоторый объём информации, пришёл к выводу, что это была каравелла. Именно на таких судах начали совершаться Великие Географические открытия, наравне с каракками (улучшенными каравеллами). Апогеем развития ветроходов стали "чайные клиперы" с максимальной скоростью в 21 узел! В своё время мне довелось проходить плавпрактику на паруснике-барке "Седов".
3. ПАРОХОД.
Двигатель - поршневая паровая машина или паротурбина, движитель - пар. Как только изобретённая паровая двигательная установка развилась до практического применения примерно к началу XIX-го века, парусные суда стали экстренно переделывать в пароходы. Хотя парусное вооружение сохранялось как запасной вариант. Кстати, нынешние атомные подводные лодки и ледоколы - это самая эффективная версия парохода! Неожиданно! В таких судах также используют энергию водяного пара, но подогрев воды идёт не углём или мазутом, а энергией ядерной реакции.
4. ТЕПЛОХОД.
Двигатель - внутреннего сгорания, движитель - тепло, тепловая энергия. Подавляющее большинство современных морских судов это и есть теплоходы. В качестве топлива используют мазут либо дизель. Не многие знают, что первый в мире теплоход появился в России! А точнее в Российской Империи в 1903 году. И имя ему было "Вандал", нефтеналивной танкер.
5. ГАЗОХОД.
Двигатель - газотурбинный, движитель - газ. На самом деле, это разновидность теплохода. Используется тепловая энергия газа. Очевидна экологичность данной конструкции, но вместе с тем и дороговизна.
6. ЭЛЕКТРОХОД.
Двигатель - электродвигатель, движитель - электрический ток. Перезаряжающийся аккомулятор как источник топлива (тока). Но их ёмкость на данном этапе мала, поэтому пока только лебеди-лодочки в парке отдыха :D
7. РЕАКТИВНОХОД.
Двигатель - водомёт, движитель - реактивная сила отбрасываемой водной струи. Всё ж уже природа придумала за нас! Кальмары, осьминоги, медузы - яркие представители органических реактивноходов. Проще говоря, водяной насос, работающий под водой.
Подводя итог, хочу подчеркнуть, что всё вышеизложенное есть МОЁ ЛИЧНОЕ мнение, основанное на анализе информации в свободном доступе.
А сейчас страничка флотского юмора:
На борту судна сильно заболел капитан, требуется срочное списание. Как только судно зашло в порт, капитана тут же увозят. Требуется новый и тоже очень срочно, ведь без капитана судно идти не может никак. Вообщем, компания невероятными усилиями находит в этом порту капитана далеко пенсионного возраста, весьма древнего мудреца. И вот, судно готово к отходу, капитан на мостике, рядом вахтенный офицер докладывает: "Тащ капитан, судно готово к отходу!". Капитан каааак гаркнет: "Поднять паруса!!!". Вахтенный, офигевая, шепчет: "Тащ капитан, у нас же нет парусов...". Тот, вскинув брови: "А что у нас есть?!". Вахтеннный: "Ну... главный двигатель.". Капитан, секунду подумав, кааааак гаркнет: "Поднять главный двигатель!!!!!!!!!"
На каком "кораблике" вам захотелось бы покататься?
ВСЕМ СВЕТ, ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ!!!
Так же на моём канале:
ДОМОВОЙ в судовых условиях. "Судовой"?
ВИДЫ МОРСКИХ СУДОВ, всё очень просто...
ВИДЕО: Прохождение шлюза в Бельгии.
ВИДЕО: Ромбическое морское волнение!
ВИДЕО: Подводная съёмка и монтаж телефоном!!!
СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ПИРАТАМИ, а чем они хуже тараканов?
6 ВАЖНЫХ ВЕЩЕЙ, которые должен носить при себе старший помощник капитана.
СУДОХОДНЫЕ РЕКИ для морских судов.