Найти в Дзене
MAD TOSBY

«Девушка, подающая надежды»: месть съедает душу

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

На вол­не по­яв­ле­ния то­леран­тных пе­ре­ос­мысле­ний мы мог­ли бес­ко­неч­но наб­лю­дать за воз­никно­вени­ем раз­личных це­ленап­равлен­ных ки­новыс­ка­зыва­ний о на­сущ­ных проб­ле­мах. Бы­ли то­леран­тные дра­мы, то­леран­тные ме­лод­ра­мы, а с 21 ян­ва­ря вы­ходит фильм Эми­ральд Фен­нел «Де­вуш­ка, по­да­ющая на­деж­ды» — нас­то­ящий то­леран­тный трил­лер. О нём — Ки­рилл Влас­кин

Кас­сан­дра То­мас, а для сво­их прос­то Кэс­си (Кэ­ри Мал­ли­ган), в свои трид­цать лет жи­вёт с ро­дите­лями, ра­бота­ет в ко­фей­не за не­боль­шую зар­пла­ту и в ка­чес­тве сво­еоб­разно­го «хоб­би» по но­чам «вы­яв­ля­ет» неб­ла­гопо­рядоч­ных муж­чин во все­воз­можных ба­рах и клу­бах. Де­лая вид, буд­то она пь­яна, Кэс­си каж­дый раз у­ез­жа­ет до­мой к оче­ред­ной «жер­тве» и в са­мый от­ветс­твен­ный мо­мент… Труд­но ска­зать, что де­ла­ет Кэс­си. Каж­дый вы­ход за­кан­чи­ва­ет­ся за­чёр­кну­той па­лоч­кой в ма­лень­ком блок­но­тике, од­на­ко по го­роду вро­де как не хо­дят слу­хи о не­ком мань­яке, уби­ва­ющем муж­чин. Воз­можно, она чи­та­ет им на­зида­тель­ные лек­ции. Но ос­та­вим этот мо­мент во­об­ра­жению зри­телей.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Ког­да-то Кэс­си бы­ла од­ной из луч­ших сту­ден­ток ме­дицин­ской шко­лы, и до оп­ре­делён­но­го мо­мен­та мы мо­жем толь­ко до­гады­вать­ся, что зас­та­вило её бро­сить прес­тижное об­ра­зова­ние и за­нять­ся та­кой стран­ной «охо­той». К се­реди­не филь­ма по мел­ким де­талям вся ис­то­рия со­еди­ня­ет­ся в це­лое. Под­ру­гу Кэс­си, учив­шу­юся с ней в ме­дицин­ской шко­ле, пуб­лично из­на­сило­вали на од­ной об­щажной ве­черин­ке. На­силь­ник не по­нёс на­каза­ния, и вско­ре де­вуш­ка по­кон­чи­ла с со­бой. Сто­ит ли уже го­ворить, что «Де­вуш­ка, по­да­ющая на­деж­ды» (2020) — пря­мое за­яв­ле­ние в под­дер­жку борь­бы с ха­рас­смен­том, по­лучив­шей из­вес­тность бла­года­ря дви­жению #MeToo (англ. «Я то­же»).

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Од­нажды за ра­ботой Кэс­си встре­ча­ет быв­ше­го од­ногруп­пни­ка Рай­ана (Бо Бёр­нэм), за­кон­чивше­го ме­дицин­скую шко­лу и став­ше­го хи­рур­гом-пе­ди­ат­ром. По его приз­на­нию, ещё в сту­ден­ческие го­ды он был влюб­лен в Кэс­си, и её, по­да­ющей на­деж­ды сту­ден­тки, вне­зап­ный уход ник­то не мог по­нять. Те­перь Рай­ан на­чина­ет об­ще­ние с Кэс­си сна­чала, по­пут­но пы­та­ясь про­бить­ся сквозь её барь­ер, выс­тро­ен­ный от муж­чин в ре­зуль­та­те пси­холо­гичес­кой трав­мы. Кэс­си про­дол­жит своё про­тивос­то­яние муж­чи­нам, сре­ди ко­торых, как ока­жет­ся, нет ни од­но­го по­рядоч­но­го че­лове­ка. Воз­можно, в этом зак­лю­ча­ет­ся од­но­бокость кон­флик­та кар­ти­ны, хо­тя бе­зос­но­ватель­ной огол­те­лой ис­те­рикой здесь не пах­нет. Рас­смат­ри­ва­ет­ся со­вер­шенно кон­крет­ная си­ту­ация, по­это­му фильм не вы­ходит на бо­лее об­щий уро­вень с дру­гим по­ряд­ком слож­ности от­но­шений меж­ду людь­ми.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Не­кото­рыми мо­мен­та­ми из филь­ма мож­но про­ник­нуть­ся, так как ре­жис­сёр, она же сце­нарист, уме­ет соз­дать нап­ря­жение, рас­по­ложив сце­ны в нуж­ной пос­ле­дова­тель­нос­ти. Эпи­зоды с ра­зыг­ранны­ми «из­на­сило­вани­ями» быв­шей од­ногруп­пни­цы и не­совер­шенно­лет­ней до­чери ди­рек­то­ра ме­дицин­ской шко­лы во­ис­ти­ну пу­га­ют мас­тер­ски. И глав­ная тай­на филь­ма, до пос­ледне­го скры­ва­юща­яся от зри­теля, бу­дет да­на в са­мый нуж­ный мо­мент, ког­да все чувс­тва бу­дут урав­но­веше­ны. Хо­тя са­мые до­гад­ли­вые зри­тели мо­гут ска­зать, что всё по­нят­но с са­мого на­чала.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Есть в этом филь­ме очень важ­ный мо­мент, на ко­торый так лег­ко не об­ра­тить вни­мание за об­щим па­фосом мес­ти за со­вер­шённое прес­тупле­ние. Ко­неч­но, на­силие — это ужас­но. Ра­зуме­ет­ся, жер­тва — это жер­тва, и ви­новен всег­да толь­ко на­силь­ник. Но есть од­на де­таль в филь­ме, ко­торая по­казы­ва­ет об­ратную сто­рону си­ту­ации. Как в филь­ме «Ива­ново детс­тво» (1962) Тар­ков­ский вскры­вал мёр­твую ду­шу че­лове­ка, ис­ка­лечен­но­го вой­ной, так в «Де­вуш­ке, по­да­ющей на­деж­ды» рас­кры­ва­ет­ся «мер­тве­чина» внут­ри че­лове­ка, встав­ше­го на путь мес­ти. Кэс­си одер­жи­ма лишь од­ной иде­ей. Хо­лод­но и рас­чётли­во она под­го­тав­ли­ва­ет каж­дый шаг к оче­ред­ной опе­рации по на­каза­нию по­хот­ли­вых сам­цов. Осо­бо за­вора­жива­ет, как при скуд­ной зар­пла­те Кэс­си уда­ёт­ся про­вора­чивать все свои вы­ходы, тре­бу­ющие не­малых де­нег. Ви­димо, ког­да толь­ко местью жи­вёт че­ловек, все средс­тва ко­пят­ся толь­ко на неё. Да­же фи­зичес­кая смерть Кэс­си не спо­соб­на ос­та­новить её де­ло. Ду­хов­но она мер­тва уже дав­но, и все её дей­ствия за­ведо­мо рас­счи­таны как са­мо­убий­ствен­ные. Дол­го для­ща­яся и сня­тая од­ним пла­ном сце­на уду­шения Кэс­си зас­тавля­ет по­верить в её кон­чи­ну, но за­ранее за­писан­ные пос­ла­ния раз­ным учас­тни­кам этой «пь­есы» до­водят всё до ло­гичес­ко­го кон­ца. На­вер­но, это иде­аль­ный фи­нал ис­то­рии про месть — все ви­нов­ные на­каза­ны, а ма­шина мес­ти (са­мо)унич­то­жена. Что мо­жет быть луч­ше.

18+ «Де­вуш­ка, по­да­ющая на­деж­ды» (2020): в про­кате с 21 ян­ва­ря.