Согласно общеизвестным фактам, Велес, это бог скота и животных и их покровитель. Потом почему то, многие исследователи считают, что этому богу Велесу имеются параллели в виде богов пожирающих скот. По сути, эти исследователи считают, что перевоплощения бога Велеса из покровителей скота превратился в его врага. Все эти доводы очень сомнительны. Как и сомнительно, что обязательно перевоплощения бога Велеса должны иметь имена созвучные имени бога Велеса. Но на этом парадоксы не оканчиваются.
После крещения Руси место бога Велеса в народной мифологии кто-то должен быть занять, и это место занял христианский святой Власий. Священномученик Власий, епископ Севастийский, врач, во времена Диоклетианажил в Севастии Малой Армении. Но из гонений на христиан ему пришлось скрываться в пещере горы Аргеос. Та начал лечение зверей с лечения больного волка. После его удачного лечения, к нему стали наследоваться и другие звери для лечения. Про сути святой Власий напоминает этим всем известных литературных героев докторов Дулиттла и Айболита. Это убежище все таки было раскрыто и святому Власию пришлось последовать за воинами На пути святой Власий вылечил, извлек рыбью кость из горла ребенка, вернул поросенка бедной вдове, украденного волком. Правитель Агриколай встретил его льстивыми речами, но видя его упорство в непризнании языческих богов избил и поместил его в темницу. Тогда, женщина, которой святой Власий вернул поросенка, заколола этого поросенка и принесла его как угощение святому Власию. Возможно важность этого эпизода заключается в том, что жертвенным животным святому Власию является поросенок, может даже свинья и кабан. Тогда Агриколай решил применить к святому Власию экзотическую пытку, привязал его к дереву и стал его строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти. Но и после этого святой Властий остался верен Христу. Применение такой экзотической пытки, может указывать как раз на то, что либо святой Власий имел шерсть либо одет в шерсть, в шкуру зверя из шерсти. Тут в сказании появляется еще одна странность. Об этих пытках узнали семь жен, но последовали за Власием, собирали его капли крови и умывались ее. Этих жен схватили и стали мучить. Они побелели и вместо крови из ран потекло молоко. После пыток этим семи женам отсекли голову. Через некоторое время правитель Севастии решил святого Власия утопить, но святой перекрестил воду и стал но ней ходить как по суше. Агриколай был в ярости и тогда обезглавил святого Власия, как семь благочестивых жен, сторонниц и последовательниц святого Власия.
В древности а как же сейчас до сих пор поражает сходство святого Власия с языческим богом Велесом, с одной стороны созвучие имен, а с другой стороны схожесть атрибутики и элементов сюжетов, жития.
Есть еще другое поразительное сходство бога Велеса и не только с христианским святым Власием, это сходство с индийским богом Рудрой, Шивой. Бог Рудра был повелителем и властителем над всеми животными, как святой Власий и бог Велес, и даже носил прозвище Пашупати, означающее «Хозяин зверей». Рудра изображался охотником одетого в звериные шкуры, с черными волосами стянутые в узел. То есть, здесь есть совпадение по двум признакам с богом Велеса, одежда из шкуры зверя и владение зверями. Это и является наиболее древними атрибутами бога Велеса. Более того, наблюдается поразительное сходства между образами святого Власия и бога Рудры и кроме этих знаковых атрибутов. Например, синяя шея Шивы и извлечение рыбной кости из горла мальчика Власием. Может это случайное совпадение, но считается, что Власий очень помогает в лечении горла. Есть и другая связь Власия с Рудрой, это связь через семь благочестивых жен, у Рудры. Шивы это жены у семи мудрецов или Криттики, олицетворяющие созвездие Плеяд. Жен семи мудрецов или Криттики связывают с рождением сына Шивы, Сканды. В житие святого Власия Сканду можно отождествить с двумя юными сынами одной их семи благочестивых женщин Власия. Может это и случайно, но есть сходство бога Сканды с Гермесом, который также является сыном одной из Плеяд, Майи. Но так же известно связь созвездия Плеяд с Велесом, не случайно древнерусское название созвездие Плеяд Волосыни, Волосожары., которые как раз и связывают с культом Велеса.
Но в и в древнеиранской мифологии тоже есть свой «Велес», это легендарный царь Каюмарс, который научил одевать людей в шкуры барсов и к тому же был вождем зверей и птиц. Согласно легендам, сын Каюмарса Сиямек был убит сыном Ахримана в облике чудовищного волка. Есть и другая легенда, когда Каюмарс, Гайомард был убит Ахриманом, он испустил семя из которого через 40 лет вырос куст ревас, а из него произошла первая человеческая пара Мартйа и Мартйанаг. Здесь прослеживается определенная схема, где Велес является отцом либо парой близнецов, либо бога тождественного богу Гермесу через женщин связанные со созвездием Плеяд.
Но кроме этих связей, у бога Велеса есть связь и с библейскими персонажами, например с библейским Адамом. Как известно, Бог поставил Адама главой над всеми зверями и птицами:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
Есть и в Ветхом завете и связь Адама со шкурами зверей, Бытие, глава 3.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
Согласно Ветхому завету у Адама также были два юных сына Авель и Каин, где Каин убил Авеля. После чего Каин был изгнан и поселился в земле Нод. Любопытно как раз и то, что уход с родины на чужбину связан с культом Гермеса.