Как бы нам не хотелось ограничить детей в использовании гаджетов (планшетов, смартфонов, компьютеров и даже телевизора), реалии таковы, что уйти от этого полностью не получится и 2020 год нам наглядно это показал: дистанционное обучение настигло школьников и усадило за экраны мониторов на долгие месяцы и многие часы. Безусловно, такие нагрузки влияют на зрение.
Пора вспомнить несколько упражнений для глаз, которые, возможно, уже знакомы многим родителям еще с их школьных лет.
Гимнастику для глаз выполняют от 3 до 4 раз в день (дети дошкольного возраста от 2 до 3 минут; школьники от 4 до 5 минут). Количество повторений постепенно увеличивают от 2 до 7 раз. Для того чтобы упражнения были эффективны, необходимо их выполнение на регулярной основе.
Упражнения можно встроить в режим дня и выполнять их не только при непосредственной работе за экраном монитора, но и в любое другое время, например на прогулке.
Никому из нас не нравится однообразие, поэтому периодически упражнения нужно менять. Например, на прогулке можно попросить ребёнка пересчитать глазами какие-либо объекты (дома, деревья, машины) – это задание можно выполнять не более трех минут.
Рекомендуется совмещать не более 4 – 5 упражнений за один подход, чтобы малыш не перенапрягался и делал все задания на хорошем уровне. Важно менять их между собой: там, где глаза открыты и там, где глаза закрыты, после чего обязательно нужно расслабиться: потянуть руки вверх или в стороны, сделать наклоны. Зрительную гимнастику лучше проводить в тихой обстановке.
Ребенку может быть сложно двигать глазами по кругу или вправо-влево, поэтому можно применять зрительные опоры, то есть предложить ребенку сфокусироваться на каком-то предмете (карандаш, указка, пальчиковая игрушка). Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении заданий голова ребенка оставалась неподвижной, а упражнения выполнялись только глазами.
Зрительная гимнастика. Упражнения
1. "Моргай!" Ребёнок ритмично моргает на счёт "один, два, три, четыре, пять". Делает перерыв, считая до 5. Выполняет 4–5 подходов.
2. "Пол и потолок". Ребенок смотрит вверх, затем вниз, голова при этом неподвижна. Делается 4 подхода, затем пауза на 10 секунд. Ещё 1 подход.
3. "Маятник". Ребёнок медленно двигает глазами вправо-влево. Затем закрывает глаза на 4 секунды. 4 подхода.
4. "Жмурки". Ребёнок сильно зажмуривает веки, считает до 5 и затем широко распахивает их. После этого расслабляется и смотрит на точку, которая расположена далеко от него. 4–5 подходов.
5."Фигуры". Предложите нарисовать глазами геометрическую фигуру (многоугольник), останавливая взгляд на ее углах. Для малышей можно предложить нарисованные фигуры и даже упростить задачу и обводить фигуру пальцем. 4 подхода.
6. "Стрелочки бегут". Ребёнок рисует глазами круг сначала почасовой стрелке (а затем против часовой): вниз, влево, вверх, вправо, вниз. 3 подхода.
7. "Ку-ку". Ребенок растирает ладони, чтобы они были теплыми, затем прикладывает их к глазам на пятнадцать секунд. 5 подходов.
8. "Лягушата". Ребёнок широко открывает глаза, моргает, считая до пятнадцати. 3 подхода, а между ними отдых 10 секунд.
9. "Крестики". Ребёнок рисует глазами крест, проводя глазами линии из правого верхнего угла в левый нижний угол и из левого верхнего угла в правый нижний угол. Положение головы должно быть зафиксировано. 5 подходов.
10. "Восьмёрки". Ребенок рисует глазами цифру 8: по вертикали и по горизонтали. 5 подходов.
11. "Далеко-близко". Ребенок подходит к окну, на окне можно расположить небольшую наклейку, на которой останавливает свой взгляд ребенок, а затем переводит его на объект, расположенный за окном (дом, машина, дерево и т.д.). 5 подходов.
12. "В движении". Ребенок прослеживает взглядом какой-либо движущийся предмет (следит за движением пальца или игрушки), а потом переводи взгляд на предмет, который расположен далеко от него.
Задания для расслабления
"Качели" – ребенок закрывает глаза и раскачивается из стороны в сторону (упражнение выполняется не спеша).
"Дыхательное упражнение" – коротко вдыхаем носом, а затем делаем губы трубочкой и медленно длительно выдыхаем.