Пожалуй, одним из самых сложных этапов при вхождении человека в Церковь, как ни странно, является богослужение. Сегодня то, что по идее должно раскрывать всю красоту православия, по факту, мешает многим быть в Церкви.
Долго, скучно и непонятно. И хорошо, если красиво поёт хор и звонят в колокола, тогда ещё можно потерпеть. Но зачастую и хор так себе, и колокола звучат не очень.
Что тогда остаётся? Как увидеть в православном богослужении то, что видел в нем отец Павел Флоренский, когда называл его "синтезом искусств"?
Долго? Можно сократить. Непонятно? Переводим на русский, тогда и скучно не будет! Теперь хорошо?
Не так все просто. Можно бесконечно сокращать и переводить, но понятнее и интереснее не станет, может только совсем немного. Зачастую, если что-то даётся сразу и легко, то это "что-то" ничего не стоит (сотни примеров в литературе, музыке, кино и т.д.).
Да, мы ходим в странной одежде и молимся на трудном языке. Но даже если снять эту одежду и перевести наши молитвы, мы понятнее не станем. Церковь невозможно понять, находясь вне Её стен. Литургия — есть исполнение Церкви, то есть явление Её во всей полноте.
Можно досконально изучить богослужебный Устав, понять структуру, выучить гласы и т.д. Но не будучи членом Церкви, невозможно проникнуться богослужением и полюбить его не как элемент культуры, а как Таинство Причастности. Христианство не поддается строго научному исследованию, но лишь жизнь во Христе раскрывает его подлинный смысл для каждого.