Найти в Дзене

Все новое – хорошо забытое старое или краткая история метода проектов в образовании

В последнее время метод проектов получил большую популярность в образовании и зачастую преподносится как «открытие школьной педагогики», однако данная точка зрения является ошибочной. Больше 300 лет назад в Римской Высшей Школе Искусств к лекциям по основным наукам был добавлен важный элемент – «конкурс». Студенты получали задания по изготовлению эскиза церкви, памятника, дворца, в ходе выполнения которых они самостоятельно и творчески применяли теоретические знания на практике.

Римская академия изящных искусств (ранее Римская Высшая Школа Искусств)
Римская академия изящных искусств (ранее Римская Высшая Школа Искусств)

В этот период были установлены и унаследованы три характерных признака, имеющие неоспоримое значение для проектной деятельности в образовании уже более трехсот лет:

1) ориентация обучающихся на получение теоретических и практических знаний в ходе самостоятельного и ответственного выполнения проекта;

2) ориентация на текущую реальность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

3) ориентация на практический, как правило, осязаемый конечный результат - продукт, предусматривающая применение знаний из различных областей наук для достижения результата.

В основанной в 1671 году Парижской Королевской Архитектурной Академии расширили возможность обучающимся «учиться на проекте». В 1702 году они учредили для лучших студентов конкурс с наградой «Prix de Rome» (римская награда) и конкурс для всех студентов с наградой «Prix d’Emulation» (поощрительный приз), которые требовали от участников сотрудничества и креативности. Постепенно происходит перенос проектирования из архитектурного дела в инженерное.

Идея метода проектов Парижской Королевской Архитектурной Академии распространяется на территории немецкоязычных стран в первой половине XIX века, а затем переходит в Америку.

В 1896 году американский ученый-педагог Джон Дьюи (1859-1952 гг.) дал обоснование так называемой «прагматической педагогики», которая и была положена в основу проектного метода обучения. Сущность проектного обучения Дью определи как «обучение посредством делания».

Джон Дьюи (фото из открытого источника)
Джон Дьюи (фото из открытого источника)

Главным критерием этого метода Дж. Дьюи признавал субъективный принцип пользы, т.е. обучающийся должен был быть сам заинтересован в освоении определенного базиса знаний, умений и навыков. В результате проектного подхода к обучению будет как внешний результат, который можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, так и внутренний результат – опыт деятельности самого обучающегося.

Универсальное использование метода проектов в обучении возникло после публикации статьи профессора педагогического колледжа при Колумбийском университете в Нью-Йорке У. Х.Килпатрика, опубликованной в 1918 году в журнале «Рекорды педколледжа» – ведущем журнале американской школьной педагогики. Название - «Метод проектов».

Уильям Херд Килпатрик (фото из свободного источника)
Уильям Херд Килпатрик (фото из свободного источника)

В данной статье под проектом У.Х. Килпатрик определил любую деятельность детей, которая выбрана ими самостоятельно и выполняется с удовольствием. Роль учителя он отводил в консультировании ученика и управления их познавательной деятельностью.

Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий, основавший вначале детские клубы, носившие общее название «Дневной приют для приходящих детей» в 1905 году, а затем в 1911 летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» на территории г. Обнинска Калужской области.

Станислав Теофилович Шацкий (фото из свободных источников)
Станислав Теофилович Шацкий (фото из свободных источников)

В обучении им был сделан упор на усвоении практически значимых для жизни детей знаний и навыков. В процессе своей педагогической деятельности С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков.

Однако в 30-х гг. метод проектов в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы, т.к. зачастую проектами полностью подменялась программа обучения и отсутствие подготовленных педагогов, способных внедрять метод проектов в образовательную деятельность, привел к резкому снижению качества образования.

Но в 70-е – 80-е гг. XX в. происходит переосмысление концепции метода проектов в России и начало возрождения проектного обучения в школах России.

На современном этапе модернизации школьного образования учебные проекты выступают не в качестве отдельных учебных дисциплин или предметов, а в рамках дополнения к ним и внедрены уже в образовательную деятельность уже с начальных классов.

Основным достоинством метода проектов является то, что результат своей деятельности ученики могут применить в реальной жизни, найти им практическое предназначение.

Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.

Но как и ранее, массовое внедрение метода проектов в школьную систему образования осуществляется сейчас не без недостатков. Хотите их обсудить?