В последнее время метод проектов получил большую популярность в образовании и зачастую преподносится как «открытие школьной педагогики», однако данная точка зрения является ошибочной. Больше 300 лет назад в Римской Высшей Школе Искусств к лекциям по основным наукам был добавлен важный элемент – «конкурс». Студенты получали задания по изготовлению эскиза церкви, памятника, дворца, в ходе выполнения которых они самостоятельно и творчески применяли теоретические знания на практике.
В этот период были установлены и унаследованы три характерных признака, имеющие неоспоримое значение для проектной деятельности в образовании уже более трехсот лет:
1) ориентация обучающихся на получение теоретических и практических знаний в ходе самостоятельного и ответственного выполнения проекта;
2) ориентация на текущую реальность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;
3) ориентация на практический, как правило, осязаемый конечный результат - продукт, предусматривающая применение знаний из различных областей наук для достижения результата.
В основанной в 1671 году Парижской Королевской Архитектурной Академии расширили возможность обучающимся «учиться на проекте». В 1702 году они учредили для лучших студентов конкурс с наградой «Prix de Rome» (римская награда) и конкурс для всех студентов с наградой «Prix d’Emulation» (поощрительный приз), которые требовали от участников сотрудничества и креативности. Постепенно происходит перенос проектирования из архитектурного дела в инженерное.
Идея метода проектов Парижской Королевской Архитектурной Академии распространяется на территории немецкоязычных стран в первой половине XIX века, а затем переходит в Америку.
В 1896 году американский ученый-педагог Джон Дьюи (1859-1952 гг.) дал обоснование так называемой «прагматической педагогики», которая и была положена в основу проектного метода обучения. Сущность проектного обучения Дью определи как «обучение посредством делания».
Главным критерием этого метода Дж. Дьюи признавал субъективный принцип пользы, т.е. обучающийся должен был быть сам заинтересован в освоении определенного базиса знаний, умений и навыков. В результате проектного подхода к обучению будет как внешний результат, который можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, так и внутренний результат – опыт деятельности самого обучающегося.
Универсальное использование метода проектов в обучении возникло после публикации статьи профессора педагогического колледжа при Колумбийском университете в Нью-Йорке У. Х.Килпатрика, опубликованной в 1918 году в журнале «Рекорды педколледжа» – ведущем журнале американской школьной педагогики. Название - «Метод проектов».
В данной статье под проектом У.Х. Килпатрик определил любую деятельность детей, которая выбрана ими самостоятельно и выполняется с удовольствием. Роль учителя он отводил в консультировании ученика и управления их познавательной деятельностью.
Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий, основавший вначале детские клубы, носившие общее название «Дневной приют для приходящих детей» в 1905 году, а затем в 1911 летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» на территории г. Обнинска Калужской области.
В обучении им был сделан упор на усвоении практически значимых для жизни детей знаний и навыков. В процессе своей педагогической деятельности С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков.
Однако в 30-х гг. метод проектов в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы, т.к. зачастую проектами полностью подменялась программа обучения и отсутствие подготовленных педагогов, способных внедрять метод проектов в образовательную деятельность, привел к резкому снижению качества образования.
Но в 70-е – 80-е гг. XX в. происходит переосмысление концепции метода проектов в России и начало возрождения проектного обучения в школах России.
На современном этапе модернизации школьного образования учебные проекты выступают не в качестве отдельных учебных дисциплин или предметов, а в рамках дополнения к ним и внедрены уже в образовательную деятельность уже с начальных классов.
Основным достоинством метода проектов является то, что результат своей деятельности ученики могут применить в реальной жизни, найти им практическое предназначение.
Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.
Но как и ранее, массовое внедрение метода проектов в школьную систему образования осуществляется сейчас не без недостатков. Хотите их обсудить?