(чтобы не происходило в нашей насквозь "рыночно-базарной" российской действительности, общество всегда ищет виноватых, правда, почему-то обычно на стороне, вот и вопросы безработицы и трудовой миграции четко демонстрируют такое видение проблемы)
Произносить слова мы научились. Теперь бы научиться считать деньги. //Черномырдин В.С.//
Не буду рыться в цифрах трудовой миграции, ее востребованности и уровне безработицы в России. Эта статистика общедоступна и всякий может её полистать и просмотреть. Вопрос ведь должен ставится по-другому, насколько трудовая миграция необходима и можно ли, вообще, ее избежать? Бытует мнение, что наша власть игнорирует проблемы трудоустройства российских граждан и кровно заинтересована в мигрантах. При этом ссылаются на нежелание работодателей выплачивать достойную заработную плату всем тем, кто имеет российский паспорт. Не секрет, что сегодня основная доля мигрантов занята в сфере строительства, например, для Москвы называют цифры порядка 40%, а в ЖКХ их доля достигает 10%. Надо понимать, что в строительстве крутятся огромные средства, а технологические цепочки обеспечивают заказами многие смежные производства и урбанизационную инфраструктуру поселений и городов.
Еще одной здесь проблемой называют вывоз капитала, т.е заработки мигрантов пересылаются зарубеж, а это огромные суммы и до пандемии называли цифру порядка $12 млрд/год при общей 20-ти млн-й численности гастарбайтеров. Отсюда следует мысль, что будь это российские работники, то все денежки оставались бы в экономике нашей страны. Как бы веский аргумент, но он давно устарел, ибо сегодня вся планета сродни библейскому Вавилону. Мы ведь постоянно стремимся интегрироваться в мировую экономику, а там уже по многим критериям нет границ. Капитал, финансы свободно обращаются и этому нет никаких особых препятствий. Рынок и конкуренция в своем первоначальном классическом виде, если без всякой политической подоплеки и санкций. Да, есть определенный национальный протекционизм, но это рядовая практика.
Надо все нам понять, что трудовая миграция сегодня есть обыденность мировой экономики, есть запрос демографии, социокультуры и старения европейской цивилизации, а также и нашего российского социума. Нам говорят о высоком уровне жизни арабов и саудитов, т.е. населения тех стран, где добывается черное золото из недр Аравийского полуострова однако, кто там реально работает? Как раз преимущественно мигранты из Пакистана, Малайзии или Филиппин, регулярные рейсы авиакомпаний просто переполнены работягами. А куда смотрят наши ближайшие соседи - Молдова, Украина, Беларусь? Конечно, в Европу и заробитчане составляют там известную конкуренцию, особенно, на рынке неквалифицированного труда тем же выходцам из Африки или Ближнего Востока. Вот и понимаем, что Россия также не может обойтись без мигрантов и, прежде всего, из южных среднеазиатских республик.
А теперь давайте посмотрим на вопрос оплаты труда и претензии российского трудового контингента. В реальной экономике, там, где требуются квалифицированные кадры этот вопрос не столь острый, как в профессиях служащих и клерков самых разных структур. В постсоветское время спрос на технических специалистов резко упал, однако, ситуация постепенно меняется и инженерно-технические профессии сегодня становятся востребованными. И, значит, говорить о квалифицированном труде, как о категории низкооплачиваемой несколько неправильно. Мы все находимся у черты бедности, ну, пусть многие и ясно, что зарплаты тут наши не могут конкурировать с европейскими. Это, думаю, очевидно для всех нас.
Иная картинка там, где не требуются рабочие с высокой квалификацией, где не нужны токари, технологи, фрезеровщики, киповцы и др. специальности. Вот и в строительстве есть масса работ, где не требуется особые профессиональные знания и навыки. Естественно, что и оплата такого труда будет невысокая. Есть такие потребности и в сфере услуг и обслуживания населения, ЖКХ, торговле и т.п. Итак, есть вакансии, есть социальный запрос, но вот желающих из числа соотечественников как-то и не наблюдается. Например, в нашей же столице мне не довелось видеть дворниками или посудомойками граждан с московскими корнями, причем, здесь вопрос не столько в зарплате, сколько в самом отношении к труду и понимании статуса профессии. А это уже дисбаланс в социально-нравственном здоровье общества и он явно нарастает. Это особенно заметно на городской молодежи, чьи социальные ожидания максимально завышены. Люди требуют высокую зарплату и полноформатный соцпакет, но сами по многим параметрам не готовы соответствовать требованиям работодателей как в плане квалификационном, так и в личностном.
Подобных амбиций лишены многие мигранты. Посмотрите сколько сегодня у нас таксистов, которые и плохо говорят на русском языке, и не знают Москву, но просто работают. Да, есть тут еще проблемы и многое требуется поменять, но то, что без привлечения мигрантов ситуацию не удалось бы столь кардинально изменить - это тоже верно. А как это сказалось на стоимости поездки? Да у нас теперь столичный проезд на такси стал гораздо дешевле и сопоставим с другими крупными городами и мегаполисами страны. Когда ещё такое было? Помните, экономика должна быть экономной? Вот и не нужно путаться в дебрях морализаторства, а будем просто учиться считать деньги правильно. Это, значит, что требуется четко понимать - как, где и сколько можно заработать. Нужно забыть иждивенчество и маргинальную мотивацию "аванс-получка" и учиться зарабатывать деньги, реально зарабатывать.
Банально, но отношение к труду есть важнейший фактор для достижения и высокой производительности труда, и социального эгрегора реформирования экономики и, в конечном счете, комфортного уровня жизни. Тут нам могут примером служить немцы, чьи патриархальные протестантские взгляды на труд человека всем известны. А как такому научиться, как воспитать россиян в духе священодейства всякого труда - большой вопрос. Слишком много в нас простора и укоренившейся заразы имя которой, ну правильно, авось. Нас упрекают в варварстве и рабском жизненном амплуа, глупцы, они не понимают и не принимают сокровенной русской глубинной сути - внутренней воли. Именно она идентифицирует нас как русских, именно она источник неизбывной пассионарности нашего народа. И никогда нам не быть страной порядка и сытости, никогда, нет на то глобального цивилизационного плана. Нет на то воли-дозволения Создателя. Мы всегда будем на грани, на грани адреналинового сползания в хаос и, вероятно, только в таком формате способны исполнять роль цивилизационного фагоцита. Такие вот соображения, народ.