На днях посмотрел фильм «Лев» режиссёра Гарта Дэвиса, поставленного на основе автобиографии Сару Брайерли «Долгая дорога домой».
Очень коротко сюжет, если кто не смотрел.
Индия, 1986 г. Очень бедная семья: мать, два брата и младшая сестра. Старший брат – Гуду, ему лет 10 – отправляется на ночной заработок, младший – Сару, ему лет 5 – уговаривает брата взять его с собой. Гуду оставляет Сару на перроне станции, а сам уходит договариваться насчет работы, но оказалось, что надолго. Сару просыпается, ищет брата и забирается в пустой вагон поезда, который трогается и фактически без остановок уезжает в другую часть Индии, где и язык-то другой. Сару не знает этого языка и после нескольких переделок попадает в какое-то распределительное детское учреждение. В связи с тем, что семью Сару не находят, его передают приемным родителям в Австралию (Джон и Сьюзен). Там он под заботой хороших людей вырастает в умного красивого образованного парня. Продолжая образование Сару едет на бизнес-курсы и там знакомится с индийцами. Срабатывает подсознание и Сару вначале смутно вспоминает свое детство, но затем этот посыл завладевает всем его сознанием и он, бросив все, начинает поиски места, где он родился. Находит, едет туда, встречается с матерью и сестрой и узнает, что его брат Гуду погиб под колесами поезда в ту ночь. Вот такая история и такая судьба мальчика.
Теперь с точки зрения восприятия. Не буду писать много, только отдельные моменты:
1. Значение установок в восприятии, мышлении, поступках, судьбе.
Своими словами, установка – это сформированное устойчивое мнение, убеждение человека, определяющее его психическое состояние, направленность деятельности, поступки, действия.
У Сару была установка на то, что он уже большой и должен помогать семье, зарабатывать деньги, добывать пропитание. Эта установка – опыт его маленькой жизни и результат воспитания матери и старшего брата. Именно она определила его поступок – увязаться за старшим братом ночью на заработки, что было очень рискованно. У Гуду, кроме этой, была еще одна установка – он должен опекать, заботиться и оберегать младшего брата. Эта установка сыграла роковую роль в его судьбе. Когда он не нашел Суру на станции, то сразу бросился искать его. Можно только представить его отчаянное состояние и мысли в этот момент – брат потерялся, он виноват в том, что взял его с собой и оставил одного, он не может вернуться домой один, без брата. Гуру погибает под колесами поезда осознанно или неосознанно – это не столь важно. Установка определила восприятие сложившейся ситуации, его действия и результат.
2. Значение мировоззрения в восприятии, мышлении, поступках, судьбе.
Мировоззрение – это определенная индивидуальная система взглядов человека на жизнь, его ощущения реальности и отношения ко всему тому, что в ней находится. Мировоззрение определяет и включает в себя жизненные ценности, верования, правила, установки.
У австралийской приемной матери Сару – Сьюзен, как выясняется в ее диалоге с Сару, была возможность иметь собственных детей, но она считала, что на планете людей и без ее детей предостаточно, а лучше найти ребенка, попавшего в беду и спасти его – вырастить, создав все необходимые условия для счастливой жизни и развития. Это мировоззрение определило критерии выбора ее «второй половины» – на первом месте стояло согласие в этих взглядах, а не чувство, – ее деятельность по поиску и усыновлению ребенка, ее ценности и установки, ее семейное поведение. Сьюзен очень внимательна и терпелива. Установка ответственности за судьбу приемных детей (а второй ребенок оказался психически больным) заставляла ее брать все на себя, переживать все неблагополучное внутри, что подрывало ее здоровье, вводило в депрессию. Ее мировоззрение определило судьбу ее самой, мужа, двух мальчиков – то, что мы видим в фильме, который основан на реальных событиях. Наиболее несчастной оказалась судьба Гуду с его короткой жизнью. Тяжелой – матери Гуду и Суру, хотя она дожила до своего счастливого часа. Очень сложной и неоднозначной в смысле счастья – приемной матери, которую отлично играет Николь Кидман. И наиболее счастливой – главного героя – Суру.
Интеллект восприятия формируется тогда, когда мы сами определяем наше мировоззрение и установки, которые в свою очередь определяют наши действия и судьбу. Вопрос в том – насколько мы можем уйти от влияния внешних факторов реальности. Да и нужно ли? Может лучше адаптироваться к ним?
Конечно, если б Сьюзен руководствовалась семейными традициями, вышла замуж по любви, родила и воспитала своих детей, то, возможно, она была бы более счастливой… А возможно и нет, кто это скажет? Хотя формируя свое мировоззрение, мы можем сделать прогноз – к чему это приведет, какие могут быть варианты. Сьюзен, похоже, делала это и в определенной степени была готова предстоящим трудностям. В фильме показан эпизод буйства второго приемного сына при их первой встрече – Джон и Сьюзен очень терпеливо переживают припадок мальчика, успокаивают его, не паникуя и не раздражаясь. Кто знает – если бы в нашем мире было больше людей с таким мировоззрением, то и мир был бы более гармоничным, радостным и счастливым?