Найти тему
Мой интеллект

Фильм «Лев». Как восприятие героев влияет на их судьбу?

На днях посмотрел фильм «Лев» режиссёра Гарта Дэвиса, поставленного на основе автобиографии Сару Брайерли «Долгая дорога домой».

Очень коротко сюжет, если кто не смотрел.

Индия, 1986 г. Очень бедная семья: мать, два брата и младшая сестра. Старший брат – Гуду, ему лет 10 – отправляется на ночной заработок, младший – Сару, ему лет 5 – уговаривает брата взять его с собой. Гуду оставляет Сару на перроне станции, а сам уходит договариваться насчет работы, но оказалось, что надолго. Сару просыпается, ищет брата и забирается в пустой вагон поезда, который трогается и фактически без остановок уезжает в другую часть Индии, где и язык-то другой. Сару не знает этого языка и после нескольких переделок попадает в какое-то распределительное детское учреждение. В связи с тем, что семью Сару не находят, его передают приемным родителям в Австралию (Джон и Сьюзен). Там он под заботой хороших людей вырастает в умного красивого образованного парня. Продолжая образование Сару едет на бизнес-курсы и там знакомится с индийцами. Срабатывает подсознание и Сару вначале смутно вспоминает свое детство, но затем этот посыл завладевает всем его сознанием и он, бросив все, начинает поиски места, где он родился. Находит, едет туда, встречается с матерью и сестрой и узнает, что его брат Гуду погиб под колесами поезда в ту ночь. Вот такая история и такая судьба мальчика.

Теперь с точки зрения восприятия. Не буду писать много, только отдельные моменты:

1. Значение установок в восприятии, мышлении, поступках, судьбе.

Своими словами, установка – это сформированное устойчивое мнение, убеждение человека, определяющее его психическое состояние, направленность деятельности, поступки, действия.

У Сару была установка на то, что он уже большой и должен помогать семье, зарабатывать деньги, добывать пропитание. Эта установка – опыт его маленькой жизни и результат воспитания матери и старшего брата. Именно она определила его поступок – увязаться за старшим братом ночью на заработки, что было очень рискованно. У Гуду, кроме этой, была еще одна установка – он должен опекать, заботиться и оберегать младшего брата. Эта установка сыграла роковую роль в его судьбе. Когда он не нашел Суру на станции, то сразу бросился искать его. Можно только представить его отчаянное состояние и мысли в этот момент – брат потерялся, он виноват в том, что взял его с собой и оставил одного, он не может вернуться домой один, без брата. Гуру погибает под колесами поезда осознанно или неосознанно – это не столь важно. Установка определила восприятие сложившейся ситуации, его действия и результат.

2. Значение мировоззрения в восприятии, мышлении, поступках, судьбе.

Мировоззрение – это определенная индивидуальная система взглядов человека на жизнь, его ощущения реальности и отношения ко всему тому, что в ней находится. Мировоззрение определяет и включает в себя жизненные ценности, верования, правила, установки.

У австралийской приемной матери Сару – Сьюзен, как выясняется в ее диалоге с Сару, была возможность иметь собственных детей, но она считала, что на планете людей и без ее детей предостаточно, а лучше найти ребенка, попавшего в беду и спасти его – вырастить, создав все необходимые условия для счастливой жизни и развития. Это мировоззрение определило критерии выбора ее «второй половины» – на первом месте стояло согласие в этих взглядах, а не чувство, – ее деятельность по поиску и усыновлению ребенка, ее ценности и установки, ее семейное поведение. Сьюзен очень внимательна и терпелива. Установка ответственности за судьбу приемных детей (а второй ребенок оказался психически больным) заставляла ее брать все на себя, переживать все неблагополучное внутри, что подрывало ее здоровье, вводило в депрессию. Ее мировоззрение определило судьбу ее самой, мужа, двух мальчиков – то, что мы видим в фильме, который основан на реальных событиях. Наиболее несчастной оказалась судьба Гуду с его короткой жизнью. Тяжелой – матери Гуду и Суру, хотя она дожила до своего счастливого часа. Очень сложной и неоднозначной в смысле счастья – приемной матери, которую отлично играет Николь Кидман. И наиболее счастливой – главного героя – Суру.

Интеллект восприятия формируется тогда, когда мы сами определяем наше мировоззрение и установки, которые в свою очередь определяют наши действия и судьбу. Вопрос в том – насколько мы можем уйти от влияния внешних факторов реальности. Да и нужно ли? Может лучше адаптироваться к ним?

Конечно, если б Сьюзен руководствовалась семейными традициями, вышла замуж по любви, родила и воспитала своих детей, то, возможно, она была бы более счастливой… А возможно и нет, кто это скажет? Хотя формируя свое мировоззрение, мы можем сделать прогноз – к чему это приведет, какие могут быть варианты. Сьюзен, похоже, делала это и в определенной степени была готова предстоящим трудностям. В фильме показан эпизод буйства второго приемного сына при их первой встрече – Джон и Сьюзен очень терпеливо переживают припадок мальчика, успокаивают его, не паникуя и не раздражаясь. Кто знает – если бы в нашем мире было больше людей с таким мировоззрением, то и мир был бы более гармоничным, радостным и счастливым?