Современная научная медицина своими корнями уходит в многовековой народный опыт. Из этой кладовой знаний щедро черпали знания выдающиеся основоположники научной медицины Гиппократ, Гален, Ибн Сина и др. Минеральные воды, лечебные грязи, термальные газ и пар, кумыс, лекарственные травы широко использовались местным населением в течение многих лет.
Средства животного происхождения как лечебный фактор в народной медицине башкир
Вплоть до середины XIX века башкиры активно занимались скотоводством и охотой. Поэтому лечебные средства животного происхождения в народной медицине были очень распространены. Использовались молочные продукты, отдельные органы, ткани и физиологические жидкости домашних и диких животных.
Кумыс издавна использовался у башкир при истощении, малокровии, легочных болезнях, зобе и как седативное средство. Первые сообщения о лечебном применении кумыса появились в первой половине XIX века [Никольский Д.П. 1899; Авдеев М.В., 1907]. Д.П.Никольский писал: «...потребление кумыса считается у башкир наилучшим средством для восстановления истощенного, ослабленного организма, для быстрого восстановления сил и здоровья». Большой общественный резонанс имела статья «Нечто о кумызе» (1843) врача В.И.Даля. В период службы в Оренбурге он познакомился с кумысом и дал ему высокую оценку.
Лечебный кумыс башкиры готовили особо – не как освежающий и пьянящий напиток (с добавлением воды), а из цельного молока. Свеженадоенное молоко сливали в кожаную посуду или деревянную кадку. Добавляли кумысную закваску (әсетке) для обеспечения молочнокислого и спиртового брожения. В процессе изготовления кумыса большое значение имело длительное взбалтывание кобыльего молока особыми мешалками (бешкәк). Через 2–3 часа кумыс был готов к употреблению.
К настоящему времени кумыс подробно изучен – в нем выявлено много биологически активных веществ, в том числе биостимуляторов, антибиотиков, витаминов (особенно витамина С). Кумысолечение – известный и эффективный метод лечения при целом ряде болезней: туберкулезе легких и мочеполовых органов, гастрите, отдельных заболеваниях нервной системы, дискинезии толстого кишечника и желчного пузыря и т.д. Благодаря своему уникальному составу, кумыс совмещает в себе ценные свойства диетического продукта и лечебного свойства.
На территории республики расположено пять противотуберкулезных санаториев (Шафраново, Чехово, Аксаково, Глуховская, Юматово) федерального значения. Внедрение новейших, усовершенствованных технологий приготовления кумыса из сухого молока [Сайгин И.А., 1967] позволяет круглогодично использовать его во многих учреждениях, в амбулаторных условиях как лечебно-профилактический напиток для взрослых и детей.
В последние десятилетия кумыс готовят и из козьего молока, целебные свойства которого также высоко ценятся. Козье молоко по составу близко к материнскому.
Курут. В медицине башкир довольно большое распространение получили сыр-курут и топленое масло. Курут применялся при простуде как потогонное средство, для возбуждения аппетита, изгнания некоторых гельминтов, при жидком стуле, тошноте, укусе змеи, в повивальном деле. Содержит многие ферменты для пищеварения. Считается полезным для снятия болей, неприятных ощущений в области сердца. Плесень, снятая с курутной сыворотки (эркет) использовалась для наружного лечения ран и гнойных язв.
Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство, при газовой колике. Больному давали натощак выпить стакан или полстакана расплавленного масла. Безусловно, ввиду плохого знания сущности патологии, потребление значительного количества масла в некоторых случаях (при остром аппендиците, например) могло привести к ухудшению здоровья.
Цельное молоко в башкирской народной медицине применялось при простуде, изжоге, пищевых отравлениях. Парное молоко считается целебным при легочном туберкулезе и других легочных болезнях, при малокровии, исхудании и как общеукрепляющее средство. Сцеженным материнском молоком лечили ожоги глаз, конъюнктивиты (в форме обмывания, примочек).
Распространенными лечебными средствами у башкир являлись топленое сало (конское, баранье, гусиное). При простуде его использовали в качестве смягчающего средства при растирании. Употреблялись также барсучье, медвежье сало и мясо (преимущественно для лечения легочного туберкулеза). Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша. Внутренним салом только что зарезанной курицы покрывали голову при головных болях.
Шкурки мелких животных использовались в эмпирической хирургии. Змеиная кожица (сбрасываемая при линьке) служила средством для удаления плотносидящих (не подающихся извлечению) поверхностных инородных тел конъюнктивы и роговицы – берется маленькая пластинка змеиной кожицы, тщательно промывается и вводится за веко. Через некоторое время инородное тело и кусочек змеиной кожицы отходят.
Человеческую слюну использовали как обеззараживающее средство, например, при лечении гнойных конъюнктивитов. При прокалывании мочки уха вдеваемую нитку смачивали слюной. Слюна содержит бактерицидное вещество – лизоцим.
Одним из древнейших видов лечения в медицине является пользование пиявками. Эффективность их применения медицинской наукой давно доказана. У башкир пиявки употреблялись при головной боли, головокружении, шуме в голове (главным образом у лиц пожилого возраста, что связано с климаксом или гипертонической болезнью), также их ставили при болях в пояснице, конечностях и долго не стихающей зубной боли.
В башкирской народной медицине также использовались лесные муравьи. При ноющих болях верхние и нижние конечности помещали в муравьиную кучу и подвергали укусам на протяжении 15–20 минут. Сами муравьи употреблялись для приготовления смеси для растирания. На дно банки насыпается сахар и ставится на муравьиную кучу. Банка с насекомыми помещается в теплую печь до полного разрушения насекомых. Приготовленная подобным образом смесь применялась при различных ноющих болях. Этот состав использовали и как нашатырный спирт для вдыхания при обмороках.
Башкирский мед издавна славится своими целебными свойствами. Обилие липняков, лугов и степей с цветочным разнотравьем придают ему особую ценность. В лечебной практике применение башкирского меда стало традиционным, методы апитерапии становятся обширнее.
Башкиры хорошо знали его потогонные свойства – с ним делали растирание, компресс на грудь. При ожирении – утром натощак выпивается столовая ложка меда, растворенная в полстакане остуженной кипяченой воды, в течение 2-х часов пища не употребляется. Вечером (на голодный желудок) за 2 часа до сна вновь принимается 1 ст.л. растворенного меда. Такое лечение продолжается несколько дней. Теплый мед применялся при болезнях печени как антигельминтозное средство. Медом смазывали заеду, молочницу грудных детей. Его также использовали в составе различных лекарств.
Рациональное питание – залог здоровья
Для приготовления пищи башкиры обычно пользовались ключевой, родниковой водой. Полагали, что соли жесткой воды, оседая на слизистую оболочку желудка, вызывают заболевания. Также употреблялась вода речная, забор ее осуществлялся ранним утром. Полагали, что проточная вода самоочищается. Зимой часто использовали растопленный снег.
Большая часть башкир огородничеством не занималась. Овощи покупали в русских и украинских деревнях. Летом много употреблялось дикорастущей съедобной зелени – борщевик, различные виды дикого лука и чеснока, кислица, свербига восточная, щавель и др. Зелень преимущественно поедалась в сыром виде. Широко использовались дикорастущие ягоды: земляника, брусника, малина, смородина, вишня, черемуха, черника и т.д. Весной употреблялся березовый сок. Активное пользование дарами природы позволяло быстрее восстановить дефицит организма в витаминах, ферментах, микроэлементах и других биологически активных веществах.
В осенне-зимнее время от гипоавитаминозных состояний в какой-то мере защищали мясо-молочная пища и своеобразно консервированные растительные продукты. Возможно, поэтому вплоть до 70–80-х годов XIX века среди коренного населения края заболеваемость цингой не известна.
Знали также о негативном влиянии сырой воды на организм человека, поэтому для утоления жажды предпочитали чай. Его пили часто и помногу. Д.П.Никольский (1899) наблюдал случаи, когда выпивали за прием до 30–40 чашек. Несомненно, подобное чрезмерное увлечение приводило к большой перегрузке сердечно-сосудистой и нервной систем, разжижению крови, нанося вред здоровью. Употребляли молочные напитки – катык, айран, кумыс.
Потребляли хмельные напитки – медок (брага, изготовленная на меде – һары бал), бузу (из перебродившего ячменя и овса), кумыс.
Башкирская кухня имела довольно значительный ассортимент различных блюд. Но в повседневной жизни нередко наблюдалось однообразие. Богатые ежедневно употребляли мясо (бишбармак, куллама), а большинство населения чаще всего довольствовалось постной пищей: суп-лапша, крупяные супы, заправленные катыком или курутом, каша, чай. Мясные блюда были редкостью. В голодные годы в пищу шла различная дикорастущая зелень.
Из мяса предпочиталась конина, баранина, домашняя птица. Считалось, что при употреблении конского мяса, особенно жирного, у человека вырабатывается повышенная устойчивость к воздействию холода. Современными научными исследованиями установлено, что конский жир выгодно отличается от других животных жиров сбалансированностью жирно-кислотного состава. В нем содержатся полиненасыщенные жирные кислоты, поэтому конский жир легче усваивается, больше выделяет тепла и энергии (А.А.Алдашев и др., 1978), следовательно человек меньше ощущает холод.
Занятие скотоводством выработало у башкир определенные формы консервации скоропортящихся продуктов. Распространенным способом хранения мяса было его подсаливание, вяление (ҡаҡлау). Куски мяса слегка подсаливали и вывешивали в сухом и проветриваемом месте, аналогичным способом консервировали нетопленое внутреннее сало. Было принято изготовление домашней конской колбасы (ҡаҙылыҡ). Жирным подсоленным конским мясом и салом набивали отрезки тонких конских кишок и вывешивали в сухом и проветриваемом месте. Казылык стоек при хранении.
У башкир не было принято употребление в пищу селезенки, лимфатических узлов. Эти органы несут большую барьерную функцию, служат местом скопления попавших в организм болезнетворных начал, инородных тел. Кровь, спинной мозг, а также головной мозг птицы, как пища, также отвергались. Считалось грехом есть мясо животного, если из него не выпущена кровь. Под влиянием ислама не ели свиное мясо.
В течение нескольких дней молоко сохранялось в кипяченом виде или в форме катыка, сюзьмы; зимой – в замороженном состоянии. Коровье масло на небольшой срок слегка подсаливают, а на более продолжительное время – готовят из него топленое масло. На протяжении ряда месяцев можно было хранить разновидность творога – эжекяй (красный творог), особенно если он подсушен.
Для приготовления курута снятое молоко подвергается кипячению, затем сливается в большую деревянную чашу и заквашивается как катык, снова кипятится, после чего творожистая масса отжимается, получается пастообразная масса («свежий курут» (йәш ҡорот), годная к употреблению. Для длительного хранения из свежего курута, слегка подсоленного, готовят колобки 7–10 см в диаметре, которые сушатся в тени до плотной консистенции. Курут иногда коптят. Готовый продукт в сухих условиях (независимо от окружающей температуры) можно хранить бесконечно долгое время.
Для разового пользования с колобка курута делается соскоб ножом и заливается кипятком. При добавлении сливочного масла этот состав приобретает аромат мясного бульона. В куруте даже двухлетней давности определяется витамин С. Исключительная устойчивость при хранении, отсутствие надобности в специальной таре, полноценность как пищевого продукта, наличие целебных свойств делают его незаменимым продуктом при длительных поездках и экспедициях.
Из продуктов растительного происхождения башкиры ограничивались консервацией диких ягод и плодов. Из клубники, смородины, калины, земляники готовили особый вид пастилы – «ҡаҡ». Для ее изготовления используемые ягоды измельчали до кашицеобразной массы и наносили на доску, предварительно смазанную жиром. После высушивания полученный «ҡаҡ» хранили свернутым. Он богат витаминами, стоек при хранении. Некоторые ягоды (брусника, вишня, черника, костяника и др.) в течение нескольких месяцев сохраняли в свежем виде. Для этого их заливали топленым маслом. Черемуху, вишню и некоторые другие ягоды сушили.
Азамат РАХИМКУЛОВ, кандидат медицинских наук, доцент БашГМУ.
Начало. Окончание статьи:
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b98f3e6307d5800aadb7dff/600924f39444cb7e989cfa9d/edit
Еще больше интересных статей на самые различные темы вы найдете на нашем сайте https://vatandash.rbsmi.ru/
Наша группа ВК https://vk.com/vatandash_journal
- Очень интересно ваше мнение. Напишите комментарий!
- Друзья, оцените, если вам полезна наша статья 👍
- Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации!