Найти тему

Одежда

Оглавление

ОДЕ́ЖДА, ис­кус­ст­вен­ные по­кро­вы че­ло­ве­че­ско­го те­ла. Как си­но­ним тер­ми­на «О.» час­то упо­треб­ля­ет­ся тер­мин «ко­стюм» (в его об­щем зна­че­нии), который в ши­ро­ком смы­сле вклю­ча­ет так­же ук­ра­ше­ния (в т. ч. цве­ты, пе­рья, про­из­ве­де­ния юве­лир­но­го ис­кус­ст­ва) и ак­сес­суа­ры (тро­сти, сум­ки, зон­ти­ки, вее­ра, но­со­вые плат­ки, ору­жие и т. п.), при­чёс­ку, рас­крас­ку (см. в ст. Кос­ме­ти­ка), та­туи­ров­ку и ска­ри­фи­ка­цию, де­фор­ма­цию час­тей те­ла (че­ре­па, шеи, ушей, губ, паль­цев, ног и т. п.).

Соз­да­ние ко­стю­ма – один из важ­ней­ших при­зна­ков куль­ту­ры и от­ли­чия че­ло­ве­ка от жи­вот­ных. С прак­тич. на­зна­че­ни­ем О. – за­щи­той че­ло­ве­ка от воз­дей­ст­вия внеш­ней сре­ды – свя­за­но и её ма­гич. зна­че­ние как обе­ре­га (от­сю­да сим­во­лич. сход­ст­во О. с во­ин­ским до­спе­хом). Ко­стюм служит так­же важ­ней­шим сим­во­лом для обо­зна­че­ния об­ществ. ста­ту­са че­ло­ве­ка, его по­ло­воз­ра­ст­ной, со­слов­ной, эт­нич., проф., ре­лиг. и т. п. при­над­леж­но­сти, спо­со­бом раз­ли­че­ния им «сво­его» и «чу­жо­го».

Костюм яв­ля­ет­ся так­же од­ним из ви­дов де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва и ху­дож. кон­ст­руи­ро­ва­ния (ди­зай­на) и тес­но свя­зан с ве­ду­щим ху­дож. сти­лем эпо­хи и мо­дой. В чис­ло ху­дож. средств О. вхо­дят фак­ту­ра и цвет ма­те­риа­ла и от­дел­ки (узор­ное тка­че­ст­во, вы­шив­каап­пли­ка­ция, мо­за­ич. узор, лен­ты, кру­же­ва, мех, фур­ни­ту­ра – пу­го­ви­цы, пряж­ки и др.).

По кон­ст­рук­ции раз­ли­ча­ют­ся ви­ды наи­бо­лее при­ми­тив­ной, не­сши­той (по­лот­ни­ща ма­те­рии, дра­пи­рую­щие­ся во­круг те­ла) и бо­лее слож­ной, сши­той (т. е. со­став­лен­ной из рас­кро­ен­ных де­та­лей) О.; по мес­ту рас­по­ло­же­ния на те­ле – пле­че­вая (кре­пя­щая­ся на пле­чах) и по­яс­ная (на поя­се или бёд­рах) О., а так­же го­лов­ные убо­рыобувь и пер­чат­ки. По функ­ции О. под­раз­де­ля­ет­ся на буд­нич­ную, про­фес­сио­наль­ную (ра­бо­чую, во­ен­ную, жре­че­скую, свя­щен­ни­че­скую, спор­тив­ную, те­ат­раль­ный кос­тюм и т. п.), празд­нич­ную (па­рад­ную) и об­ря­до­вую (сва­деб­ную, по­хо­рон­ную и т. п.). Ес­ли буд­нич­ная и ра­бо­чая О. стре­мит­ся к про­стым и удоб­ным фор­мам, то празд­ни­ч­но-об­ря­до­вый кос­тюм име­ет це­лью вы­де­лить че­ло­ве­ка, при­дать не­обыч­ность его об­ли­ку, от­де­лить че­ло­ве­ка от его ес­теств. со­стоя­ния; по­это­му для О. это­го ти­па ха­рак­тер­ны вы­чур­ные, экс­т­ра­ва­гант­ные, час­то стес­няю­щие дви­же­ние фор­мы. Эта тен­ден­ция, наи­бо­лее вы­ра­жен­ная в О. тра­диц. об­ществ, со­хра­ня­лась так­же в па­рад­ном ев­роп. кос­тю­ме выс­ших клас­сов до 20 в., осо­бен­но в жен­ской О. (кор­се­ты, ши­ро­кие юб­ки на жёстком кар­ка­се, слож­ные при­чёс­ки и го­лов­ные убо­ры, до на­стоя­ще­го вре­ме­ни – вы­со­кие каб­лу­ки и т. п.).

Типы традиционной одежды

Античная драпировочная одежда. Члены семьи Юлиев – Клавдиев на рельефе Алтаря мира Августа в Риме. Мрамор. 13–9 до н. э. Мужчины одеты в туники и тоги, женщины – в туники и паллы.

Ма­ги­ко-за­щит­ная функ­ция ко­стю­ма тре­бу­ет за­кры­вать в пер­вую оче­редь час­ти те­ла, счи­тав­шие­ся наи­бо­лее жиз­нен­но важ­ны­ми и од­но­вре­мен­но са­мые за­мет­ные. По­это­му для пер­во­быт­ных на­ро­дов тро­пи­ков ко­стюм час­то ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ор­на­мен­том или ук­ра­ше­ния­ми, по­кры­ваю­щи­ми ли­цо, грудь и ру­ки, а так­же фут­ля­ра­ми, скры­ваю­щи­ми по­ло­вые ор­га­ны (фал­лок­рипт у муж­чин). Та­кое сим­во­ли­ко-об­ря­до­вое и де­ко­ра­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ко­стю­ма, по-ви­ди­мо­му, свой­ст­вен­но че­ло­ве­ку с древ­ней­ших вре­мён. 

Пер­вы­ми мяг­ки­ми ма­те­риа­ла­ми для О. бы­ли тра­ва, ли­стья, рас­тит. во­лок­на, шку­ры и ко­жа жи­вот­ных, пти­чьи шкур­ки, ры­бья ко­жа (у ры­бо­ловч. на­ро­дов Даль­не­го Вос­то­ка). С раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий у зем­ле­дельч. на­ро­дов бы­ли изо­бре­те­ны из­го­тов­ле­ние та­пы и тка­че­ст­во, у ско­то­вод­че­ских – ва­ля­ние вой­ло­ка.

Несшитая одежда

Тутанхамон с женой. Деталь кресла из гробницы Тутанхамона. 1-я пол. 14 в. до н. э. На фараоне надета набедренная повязка (схенти), царица одета в калазирис – сшитое или несшитое одеяние, крепящееся по...