ОДЕ́ЖДА, искусственные покровы человеческого тела. Как синоним термина «О.» часто употребляется термин «костюм» (в его общем значении), который в широком смысле включает также украшения (в т. ч. цветы, перья, произведения ювелирного искусства) и аксессуары (трости, сумки, зонтики, веера, носовые платки, оружие и т. п.), причёску, раскраску (см. в ст. Косметика), татуировку и скарификацию, деформацию частей тела (черепа, шеи, ушей, губ, пальцев, ног и т. п.).
Создание костюма – один из важнейших признаков культуры и отличия человека от животных. С практич. назначением О. – защитой человека от воздействия внешней среды – связано и её магич. значение как оберега (отсюда символич. сходство О. с воинским доспехом). Костюм служит также важнейшим символом для обозначения обществ. статуса человека, его половозрастной, сословной, этнич., проф., религ. и т. п. принадлежности, способом различения им «своего» и «чужого».
Костюм является также одним из видов декоративно-прикладного искусства и худож. конструирования (дизайна) и тесно связан с ведущим худож. стилем эпохи и модой. В число худож. средств О. входят фактура и цвет материала и отделки (узорное ткачество, вышивка, аппликация, мозаич. узор, ленты, кружева, мех, фурнитура – пуговицы, пряжки и др.).
По конструкции различаются виды наиболее примитивной, несшитой (полотнища материи, драпирующиеся вокруг тела) и более сложной, сшитой (т. е. составленной из раскроенных деталей) О.; по месту расположения на теле – плечевая (крепящаяся на плечах) и поясная (на поясе или бёдрах) О., а также головные уборы, обувь и перчатки. По функции О. подразделяется на будничную, профессиональную (рабочую, военную, жреческую, священническую, спортивную, театральный костюм и т. п.), праздничную (парадную) и обрядовую (свадебную, похоронную и т. п.). Если будничная и рабочая О. стремится к простым и удобным формам, то празднично-обрядовый костюм имеет целью выделить человека, придать необычность его облику, отделить человека от его естеств. состояния; поэтому для О. этого типа характерны вычурные, экстравагантные, часто стесняющие движение формы. Эта тенденция, наиболее выраженная в О. традиц. обществ, сохранялась также в парадном европ. костюме высших классов до 20 в., особенно в женской О. (корсеты, широкие юбки на жёстком каркасе, сложные причёски и головные уборы, до настоящего времени – высокие каблуки и т. п.).
Типы традиционной одежды
Античная драпировочная одежда. Члены семьи Юлиев – Клавдиев на рельефе Алтаря мира Августа в Риме. Мрамор. 13–9 до н. э. Мужчины одеты в туники и тоги, женщины – в туники и паллы.
Магико-защитная функция костюма требует закрывать в первую очередь части тела, считавшиеся наиболее жизненно важными и одновременно самые заметные. Поэтому для первобытных народов тропиков костюм часто ограничивается орнаментом или украшениями, покрывающими лицо, грудь и руки, а также футлярами, скрывающими половые органы (фаллокрипт у мужчин). Такое символико-обрядовое и декоративное использование костюма, по-видимому, свойственно человеку с древнейших времён.
Первыми мягкими материалами для О. были трава, листья, растит. волокна, шкуры и кожа животных, птичьи шкурки, рыбья кожа (у рыболовч. народов Дальнего Востока). С развитием технологий у земледельч. народов были изобретены изготовление тапы и ткачество, у скотоводческих – валяние войлока.
Несшитая одежда
Тутанхамон с женой. Деталь кресла из гробницы Тутанхамона. 1-я пол. 14 в. до н. э. На фараоне надета набедренная повязка (схенти), царица одета в калазирис – сшитое или несшитое одеяние, крепящееся по...