Сначала хотела написать в одной главе про всех известных иконописцев, но собирая материал, поняла, что очень хочется сделать акцент на трех наиболее интересных. Все они жили в XIV веке это время, когда зарождалась новая Русь, тяжело преодолевая феодальную раздробленность и тяготы татаро-монгольского ига, формируя новую культуру - взамен во многом утраченной культуры домонгольской Руси. Это очень сложный и тяжелый период русской истории, но именно он в последствии дал мощный толчок развитию нового, объединенного уже Москвой, государства.
Религия вообще, и иконопись в частности, в то время - одни из немногих возможностей проявления духовного и творческого самовыражения для человека. Тогда же жил один из самых почитаемых русских святых Сергий Радонежский, которого многие считали идейным вдохновителем собирания русских земель. И мастера, которые писали иконы, были художниками, которые выражали изменения в обществе через свои работы.
1. Феофан Грек (около 1340 - около 1410)
Родился в Византии, работал в Константинополе (ныне Стамбул), Галате (генуэзское предместье, ныне район Стамбула) и Кафе (Генуэзская крепость в Феодосии). Поселился в Новгороде в 1370 году, где расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Его стиль определил в дальнейшем Новгородскую школу иконописи.
После этого, скорее всего, он работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), и, возможно, в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву. Занимался росписью церквей Кремля: Рождества Богородицы, церковь святого Архангела Михаила, церковь Благовещения. Ему же приписывают иконы деисусного чина иконостаса Благовещенского собора.
Стиль Феофана поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна так называемая «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработки мелких деталей, образы иконописца оказывают огромное духовное воздействие на зрителя. Он писал в сдержанной палитре, но цвета всегда были яркими и насыщенными.
Во многом через творчество Феофана Грека русская иконопись впитала в себя традиции Византии. А основываясь на этой базе, стала развивать ее дальше, уже на основе культуры и истории нашей страны.
Росписи в храмах:
НОВГОРОД: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378); первая известная сохранившаяся работа)
МОСКВА: Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1395) вместе с Симеоном Чёрным), Архангельский собор Кремля (1399), Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)
Иконы: Икона Божией Матери Донская (1380?), Икона Успение Богородицы (1380?), Иногда приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.
2. Даниил Черный, (около 1350-х — 1428)
Даниил работал вместе с Андреем Рублевым, многие работы они сделали совместно, что затрудняет разделение творчества обоих.
Скорее всего, Даниил был старше Андрея. В его работах прослеживаются более архаические черты, скорее всего, его учителем был Феофан Грек, по крайней мере в стилистике Даниила четко прослеживаются византийские черты живописи. Его работы можно воспринимать как некоторая следующая ступень в создании классической русской иконописи.
Некоторые ученые считают, что Даниил был, в свою очередь, учителем Андрея Рублева, и ученик во многом превзошел своего учителя, хотя до конца своих дней они продолжали работать вместе.
В соавторстве с Андреем Рублевым:
МОСКВА: икона "Архангел Михаил с деяниями" (1399, Архангельский собор Московского Кремля); иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (является автором "Вседержителя" и "Апостола Павла"; Рублев Андрей);
ВЛАДИМИР: роспись и иконостас Успенского собора во Владимире
СЕРГИЕВ ПОСАД: роспись и иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 — 1427;
3. Андрей Рублев (1360 - 1428 или 1430г.)
Самый известный русский иконописец. Однако в реальности о нем известно не так много. Скорее всего, фамилия "Рублев" говорит о том, что он был из семьи ремесленников. Монашеский постриг он принял в Московском Спасо-Андрониковском монастыре под именем Андрей. Мирское его имя не известно.
Вместе с Феофаном Греком он расписывал Благовещенский собор в Московском кремле, он перечислен в самом конце спика других иконописцев - а, значит, считается самым младшем из них. Но уже через несколько лет Андрей Рублев становится одним из самых известных русских мастеров. Вместе с Даниилом Черным он расписывает Успенский собор во Владимире. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.
В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
Особенность творчества Рублева в том, что он смог передать в иконах новую для средневековой культуры ценность человеческой жизни и личности. Для него нет непроходимости между небесным и земным, незнакомо иступленное презрение к плоти. В его мире царит мир, созерцания и гармония. Удивительные образы для страны, которая на протяжении десятилетий раздиралась феодальным войнами, страдала от татаро-монгольского ига и почти потеряла ощущение ценности простой человеческой жизни.
В это же время в Европе - время расцвета Возрождения. И Андрея Рублева можно назвать одним из творцов русского Возрождения, но совсем в других условиях и исторических реалиях.
Андрей Рублев и Даниил Черный умерли около 1430 года от «морового поветрия» в Москве. В 1992 году при расчистке алтаря Спасского собора рядом с могилами игуменов и основателей монастыря было обнаружено погребение двух простых монахов. Возраст монахов был соответственно примерно 50 и 80 лет. Погребения были идентифицированы как тела Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Правда, некоторые ученые опровергают это.
МОСКВА: Благовещенский собор Московского Кремля (совместно с Феофаном Греком), Икона «Троица», из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (хранится в Москве, в ГТГ)
ВЛАДИМИР: Фрески успенского собора во Владимире (совместно с Даниилом Черным), икона Богоматери Владимирской «Умиление»
- полный список работ можно посмотреть здесь. Авторство многих, ранее бесспорно приписываемых Рублеву, икон, сейчас пересматривается, поэтому не стала здесь все перечислять.
Еще один важный для истории русской иконописи живописец - Дионисий. Он считается продолжателем творчества Рублева, но работает уже в другую эпоху. Он первый известный русский иконописец-не монах, и в этом уже проявляются веяния новой культуры и нового этапа развития русской иконописи.
***
Иконы - не авторские работы, ведь рукой иконописца движет Бог. Поэтому нам известны имена лишь немногих иконописцев этого времени и о каждом из них достаточно мало сведений. Но если до нас дошло упоминание и имя иконописца - значит, этот человек действительно создавал что-то выдающееся, выходящее за рамки признанных канонов, но при этом полностью созвучное с общим ощущением этого времени. Именно в этом их талант и важность этих работ в истории и культуре нашей страны.
Кстати, в фильме Тарковского "Андрей Рублев" появляются все три иконописца. Пока готовила эту статью, захотелось еще раз пересмотреть фильм, теперь уже другими глазами.
Здесь можно почитать историю о том, как мы нашли икону:
- Общий тег по этой теме #v780_иконопись