Натяжитель ремня, это довольно таки ответственный узел, так как он отвечает за натяжение, а приставка "ГРМ" (газораспределительный механизм) говорит о том, что этот ремень самый важный и без него ваш автомобиль точно никуда не уедет.
Этот натяжитель ГРМ был поменян в моей машине сразу после покупки, причиной замены стал стук и подтёки масла на сальнике при пробеге 40.000 километров (выводы о пробеге основывались согласно предоставленным чекам от предыдущего владельца). Было принято решение о замене всего комплекта, а это все ролики, натяжитель и ремень ГРМ (на старом были замечены трещины).
Мне стало очень интересно "Как это работает" и почему стучит.
Разобрал натяжитель нового образца, такой если не ошибаюсь ставят сейчас на все Субару с ременным приводом ГРМ (подправьте если не так).
Ходят слухи, что натяжитель ГРМ старого образца на Субару не стучит от слова совсем, "но это не точно".
Вот что я увидел, после вскрытия рабочей зоны натяжителя.
В рабочей полости было масло, точно идентифицировать тип масла невозможно, объём не более крышки от пластиковой бутылки.
По моим предположениям масло было гидравлическое, судя по запаху и консистенции.
В стаканчик клапана вставляется возвратная пружина, поверх нее ставиться перепускной клапан, а в него упирается шток.
Ниже будут только мои предположения, мое мнение не является экспертным, и я его никому не навязываю. Соглашаться с ним или нет решать только вам.
Я постараюсь максимально аргументировано дать мое понимание увиденного.
Запах масла, которое находилось в корпусе натяжителя было с нотками гари, я так понимаю, что из-за сверх малого количества и низкого качества, оно очень быстро начало гореть вследствие трения, не маловажную роль сыграло время, так как неизвестно, сколько этот натяжитель пролежал в том же магазине.
Сама конструкция по своей сути не вызвала никаких вопросов, основную работу делает пружина которая давит на шток, она и создаёт натяжение ремня.
А гидравлическая часть конструкции с перепускным клапаном просто гасит колебания штока чтобы не было раскачки при вибрациях самого ремня. Как я понял, принцип работы устроен как в амортизаторе автомобиля, только миниатюрен и упрощён.
Как это работает, мне стало понятно. Но что тогда стучит? Уверенно могу сказать только одно, что стук издает сам шток, вот только не понятно какая его часть, потому что на обоих его концах присутствует выработка (как со стороны площадки, так и со стороны клапана).
Стук, это следствие, а причин, на мой взгляд, две.
Первая это банальная усталость масла, оно потеряло свои свойства и стало более жидким, плюс примеси продуктов износа. Как я уже говорил ранее, что масло имело запах гари, а подобный запах свидетельствует о том, что оно работало между двумя трущимися деталями.
Из этого следует вторая причина, это зазор между перепускным клапаном и корпусом в который он вставляется. Я обратил внимание, что между ними присутствует небольшой радиальный люфт, это выработка, которая могла образоваться вследствие износа (трения).
На форумах выяснил, что стучит натяжитель сначала только на холодную, а на горячую пропадает (у меня так и было). Затем со временем начинает стучать и на холодную и на горячую. Обычно, к этому времени их меняют.
Если объединить две эти причины, то получается одна, которая в полной мере имеет право на жизнь.
Происходит активное трение в узле клапан-корпус, в котором принимает участие масло, которое со временем теряя свои свойства, и еще больше ускоряет износ, а в купе со своим мизерным объемом и неизвестным происхождением даёт такой результат уже к 30 - 40 тысячам пробега, а в отдельных случаях и раньше.
И именно поэтому натяжитель ГРМ сначала стучит только на холодную, так как износ происходит постепенно, и нагреваясь, за счёт теплового расширения убирает зазор на горячую.
Но когда износ становится критическим, и тепловым расширением убрать зазор становиться невозможно, стук остаётся и на горячую. А происходит этот самый стук из-за перетечек масла через зазор между клапаном и его корпусом, хотя должен перетекать только через клапан. И шток стучит об площадку натяжителя потому, что пружина штока колебания гасить не может.
Так и получается, что масло выходит не через клапан, а после расширения, когда зазор компенсируется, стук пропадает, потому что клапан работает так, как и должен.
У некоторых водителей жалоб на стук натяжителя нет, смею предположить, что попалось просто качественное масло в системе натяжителя.
Пожалуй, подведу итог всего выше изложенного, хотя в голове крутится только одна фраза "заложенный ресурс". Не выгодно сейчас делать запчасти, которые будут служить десятилетиями. Да и вероятность брака я не исключаю.
Спасибо всем, кто дочитал до конца, надеюсь, кому ни будь, помог!
Желаю вам удачи!!!
_________________________________________________________________________________________