Всем доброго времени суток! Если вы можете различать цвета, то вы сможете отличить красные, синие, зелёные оттенки на картине, а вот между двумя серыми линиями разницу уловить сложнее. Этому и учат в первую очередь при изучении основ изобразительного искусства. Учеников учат не только уметь показывать на плоском листе объём, размер и цвет, учат видеть разницу в разных частях полотна, сравнивать по тону рядом стоящие предметы, где светлее а где потемнее. Конечно, чтобы показать эту разность нужно иметь карандаши разной мягкости, (одним карандашом как ни крути схожести с картиной не будет). Давайте разберёмся какой карандаш для чего лучше использовать.
Для тёмных рисунков лучше подойдут более насыщенные по тону, мягкие карандаши (4B-6B); для линейных рисунков-средней мягкости, для нежных светлых - твёрдые от (3H до F).
У разных производителей карандашей разная маркировка мягкости.
Каждому художнику приходится выбирать марку карандашей под себя, т.к. например карандаши Hatber отличаются по маркировки от производителя Lira, карандаши Faber-Castell тоже отличаются. В целом Hatber - самые мягкие в основной линейке твёрдости,Faber-Castell самый оптимальный вариант, но всё же здесь нужно пробовать и подбирать.
Упражнение “шкала"
Чтобы лучше прочувствовать мягкости карандашей, нужно сравнить их друг с другом, сделать таблицу, и наштриховать в каждый квадрат карандашами разной мягкости.Постарайтесь получить хотя бы по паре оттенков светлоты из карандаша каждой мягкости (удобнее купить сразу набор из 10-12 карандашей, например от 2H до 7B).
Таким образом у вас получится шкала из 15-20 оттенков разного тона.
Во-первых вы станете лучше различать оттенки карандашей, немного набьёте руку и станете примерно определять диапазон темноты и светлости каждого использованного вами карандаша. Можно вообще, прикладывая её к фото, во время рисования и соотнося оттенки с тональными отношениями в натуре, можно находить различия в тоне в своём рисунке.
Таким образом шкала полезна для:
+ проверит возможности вас, как художника видеть и передавать оттенки тона при помощи простого карандаша;
+ поможет сориентироваться, какой темноты будет какое пятно в рисунке;
+ поможет сравнить оттенки тона между собой;
+ научит управлять карандашами разной мягкости из разных наборов и комбинировать их.
Карандаш передаёт не все оттенки тона, которые видны человеческим глазом (светлые оттенки рисовать сложнее).
К сожалению это так. Поэтому, светлые, нежные рисунки всегда выглядят не особо реалистично и объёмно . Именно из-за этого большинство художников комбинируют светлые пятна с тёмными, дополняя их друг другом, задавая тональный контраст. Даже в истории искусств наблюдается очень мало рисунков, выполненных в лёгкой светлой манере, в светлом диапазоне тона- это “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” Рубенса, некоторые портреты Гольбейна. Да и в них акценты темноты расставлены очень ловко, хотя они не выходят за рамки, ограничивающие диапазон тональной шкалы.
Поэтому, совет начинающим художникам: перед тем, как начать творить, подумайте, в каком диапазоне цвета будет нарисована картина, светлая она будет или больше тёмного, пользуйтесь шкалой мягкости, она вам поможет
Всем хорошего дня!