-Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти. Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашёл он в неё, а там сидит Баба-Яга, старых лет, шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает.
-Фу, фу, - говорит, - русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл. А Иван-царевич ей:
-Ах ты, Баба-Яга- костяная нога, не поймавши птицу - теребишь, не узнавши молодца - хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улёгся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать - чей да откуда. Вот Баба-Яга это дело всё справила - царевича напоила, накормила и на постелю уложила; села к изголовью и стала спрашивать:
-Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын?
-Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озёр, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками. ( "Сказка о молодильных яблоках и живой воде.")
Иван-царевич, желая помочь своему старому и больному отцу, отправился в опасное путешествие за целительными снадобьями, и в пути столкнулся не с одной - аж с тремя Ягинишнами ( сёстрами ). Внешность Бабы-Яги в сказках, мягко говоря, непривлекательная и характер сварливый. Кто же она такая и почему живёт в странной избушке на отшибе в лесу? Баба-Яга - славянская Берегиня, ни живая, ни мёртвая, дух между Явью и Навью. Одной ногой в Нави, поэтому и костяная. Страшный внешний вид также отсыл к покойным и смерти. А вот зубы у неё железные - оберег, защита против незваных тёмных сил. Чует Яга русский дух от царевича неспроста - живые редко заглядывают. Заходя в избу путники просят напоить, накормить, помыть и спать уложить - похоже на ритуальные обряды. Но Иван-царевич хочет как войти, так и выйти живым ( только раздобыть волшебные предметы ) - об этом и говорит в начале, обращаясь к избушке. В старые времена славяне строили для умерших избы на столбах. Располагались они далеко от поселений, в лесу или на опушке и обращены входом к лесу, поэтому персонажи сказок и просят избушку повернуться. Ножки избушки - курьи, окуренные дымом. "Стоит дом Бабы-Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый." (сказка "Марья моревна"). В этой сказке снова отсыл к загробному миру, страшному и загадочному. Тут Баба-Яга предстаёт в роли злой ведьмы и пытается извести путника, в отличии от сказки про молодильные яблочки, где она даёт подсказки и помогает.
В разных сказках, а их много, у Яги появляются магические помощники: коты, вороны, гуси-лебеди, кобылицы. Магические предметы - ступа, в которой она перемещается, нагоняя своих обидчиков.
"Это Баба-Яга в своей ступе домой возвращается, помелом след заметает. Иван-крестьянский сын шапку-невидимку надел, у двери встал. Баба-Яга в дом, а он её - за седые космы. Тут и те двое ему на подмогу... Связали Бабу-Ягу в угол на лавку посадили.
-Говори, где мои ноги?! - кричит безногий.
-Говори, куда мои глаза дела?! - кричит слепой.
Видит Баба-Яга - деваться некуда.
-Ноги в сундуке у печки, глаза в горшочке за печкой, - отвечает.
Посмотрел Иван - не обманула старая.
-Ну, говорит, - веди-показывай, где у тебя живая вода." ( сказка "Крестьянский сын Иван да царь Иван" ).
Все персонажи сказок хотели получить что-то от Бабы-Яги - подсказки, помощь, волшебные предметы. Некоторым она помогала, а головы других оставались на шестах возле избушки. Конечно Баба-Яга связана со смертью и загробным миром, но образ её сильно искажен в угоду пришедшей тогда новой религии. Она, как проводник в царство мёртвых, так и Берегиня - знахарка и ведьма ( ведающая мать ). Помогала проводить покойного и оказывала помощь захворавшим. Знахарки выхаживали недоношенных и слабых младенцев - оборачивая их тестом, клали на лопату и несколько раз засовывали в протопленную, но без огня печь. И по сей день в деревне люди любят спать на печи - у кого она сохранилась. Смысл обряда с "запеканием" детей исказили и получилось, что некая злая колдунья ест младенцев. "Ягая-баба выточила свой язык на точиле и немного погодя прибежала на берег и стала манить Лутонюшку. Лутонька не узнал её голоса, подумал, что мать его зовёт, подъехал к берегу; Ягая-баба схватила его и утащила в свою избу. У Ягой-бабы было три дочери. Она приказала большей дочери истопить избу жарко-жарко, Лутоньку ожарить, а сама ушла в поле гулять. Большая дочь истопила избу, привела Лутоньку и велела ему садиться на лопату. Лутонька был не плох, начал отговариваться, что не знает, не ведает, как сесть на лопату:
-Покажи, - просит, - как надо садиться?
Дочка Ягой-бабы села на лопату, а Лутонька взял лопату за черен и сунул её в печь, а сам залез на полдовку." ( сказка "Баба-яга и Лутонюшка." )
Читайте про других славянских духов - статьи на канале. Заглядывайте!