Приветствую Вас, уважаемый посетитель и читатель статьи в моём канале! Сегодня я представляю статью из газеты "Республика Башкортостан". Жизнь и подвиги Салавата Юлаева: мифы и правда.
Автор Рамиль РАХИМОВ, завкафедрой истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления БашГУ, 23 июня 2020 года.
"Был ли народный герой полководцем и почему у памятника Тавасиева серьга в ухе? Как бы тщательно ни копались бдительные историки в подробностях давно минувших событий, жизни выдающихся личностей, старательно опровергая миф за мифом, фантазии народа нет предела, особенно если речь идет о героях, давно перешедших со страниц истории в его повседневную жизнь.
Судьба их к тому же окутана смутной пеленой веков, а свидетели боевой славы давно обрели покой в земле, взрастившей если батыров — то двухметровых, если красавиц — то затмевающих солнце и луну, если коней — то могучих и крылатых.
Поэтому никогда не иссякнет родник живого народного вдохновения, если речь идет о национальном герое, памятник которому взметнулся на высоком берегу Белой, — Салавате Юлаеве. И дело тут не в том, что людям не нужна правда, а в том, что кубаиры, песни, легенды слагает любовь, которая, как известно, видит все в своем свете, творя чудеса и преображая мир.
Попробуем, однако, взглянуть на некоторые мифы глазами историка и хоть немного приподнять завесу над тайнами жизни Салавата.
1. Салават Юлаев — персоналия Историко-культурного стандарта России (это имена, даты — та канва, по которой пишется история и создаются учебники). Мы знаем, что Салават Юлаев — сподвижник Емельяна Пугачева и участник… чего? До революции события 1773 — 1775 годов на Южном Урале и в Поволжье в литературе называли «бунтом Пугачева», «казацким восстанием», в народе — «пугачевщиной». В советское время, исходя из марксистско-ленинской теории, движение Пугачева рассматривали как Крестьянскую войну, поскольку считалось, что в «феодальном обществе противостоять феодалам должны крестьяне». Конечно, это было правдой только с натяжкой. Никаких крестьян в начале движения, вспыхнувшего как казачье восстание, не было. Они примкнули к Пугачеву лишь тогда, когда он пошел вдоль Волги на юг от Казани, летом 1774 года.
Современные историки говорят о «восстании Пугачева» или о «народном движении Е. Пугачева», в том числе так его трактует Историко-культурный стандарт. Это означает, что каждый закончивший школу в Российской Федерации обязан знать, что сподвижником Пугачева был Салават Юлаев.
2. Обращаясь к прошлому, нужно понимать, что известная личность трактуется двояко: как исторический персонаж и как образ. Исторический персонаж имеет опирающуюся на достоверные источники биографию во взаимосвязи с эпохой. Историки не могут приписывать человеку те действия, которые кажутся вполне возможными, потому что мы-то знаем, чем все закончилось.
Рождение образа не всегда следует историческим фактам, он создается народом, творческими людьми. Тут возможны сказочные сюжеты, гиперболы. Образ создается самим временем, каждая эпоха, обращаясь к прошлому, оценивает его и создает свой. Напрасно искать в памятнике на берегу Белой портретное сходство или объяснять, почему в ухе Салавата Юлаева серьга — это образ, созданный Сосланбеком Тавасиевым. «Салават Юлаев — участник Крестьянской войны» — это трактовка уходящего в прошлое советского проекта. Для нас сейчас Салават Юлаев — «сподвижник Пугачева, символ дружбы народов в стремлении к справедливости и свободе».
3. С царем или без царя. Башкиры примкнули к восстанию практически сразу. Большую роль сыграли «манифесты» Пугачева, в которых он жаловал башкирам свободу, выдавая себя за императора Петра III. Строительство горных заводов, переселение крестьян, рост городов, активное освоение края создавало в Башкирии два непересекающихся мира — горнозаводскую цивилизацию, уничтожающую леса, создающую плотины на реках, срывающую горы для выплавки металла, меняющую ландшафт и ранее существовавший мир охотников и скотоводов, мир гармонии с природой. Государство укрепляло позиции законодательно, усиливая свою роль в управлении народами края, в первую очередь башкирами. Салават Юлаев, посланный с отрядом башкир и мишарей против «самозванца Емельки Пугачева», сделал свой выбор — с царем, но в рамках «консервативного» варианта империи.
4. Бригадир Салават. Пугачевское движение развивалось в рамках монархических идеалов. О других вариантах государственного устройства его участники и не знали.
У казаков был свой идеал — образец казачьей общины, башкиры предполагали в будущем сохранение традиционных народных сборов, крепостные крестьяне видели цель в избавлении от помещиков. Объединял их всех антидворянский и антикрепостнический настрой. Пугачев же копировал институты власти и управления, что были в то время в империи. У него была Военная коллегия, он раздавал чины и титулы своим сподвижникам — «граф», «фельдмаршал», «бригадир», «полковник». Салават Юлаев от «императора Петра Федоровича» получил за отличия в боях и сбор войск чин бригадира. В то время это был высокий чин: между полковником и генерал-майором.
5. Иногда встречаются попытки назвать Салавата полководцем, военачальником. Толковые словари русского языка рассматривают эти слова как синонимы. Однако их смысл различен. Под военачальником понимается командующий соединением или объединением: корпусом, армией. Полководец — тот, кто командует крупным объединением: фронтом, группой армий и проявляет себя стратегом. А вот реализуют его замысел военачальники разных уровней. В нашем случае Салават Юлаев, также как и Белобордов, Зарубин, Арапов, Канзафар Усаев, был, условно говоря, военачальником, выполнявшим общий «стратегический план» Пугачева или Военной коллегии. Салават Юлаев, будучи молодым человеком, впервые участвовавшим в походе, полководцем не был. Возможно, интуитивно он мог проявлять искусный подход к ведению военных действий, но только в тактике.
Все примеры говорят о том, что никаких стратегических инициатив он не предлагал, не было и операций, разработанных им и закончившихся поражением противника. Речь идет лишь о его понимании военного искусства на уровне тактики, грамотном использовании местности, волевых качествах, позволивших ему стать «полковником», а затем «бригадиром» в повстанческом войске.
6. Рогервик. Салават Юлаев и его отец вместе с другими пугачевцами были отправлены в Рогервик (ныне Палдиски, Республика Эстония). Местом каторги этот балтийской порт был до 1767 года. В то время, когда туда прибыли заключенные, он был местом ссылки. Никаких тяжелых работ там не проводилось, кандалы с заключенных тоже были сняты. Бежать было некуда. С одной стороны море, с другой край, где жили эстонцы, не понимающие русского языка. Заключенные находились на поселении, жили в длинном бревенчатом бараке: башкиры, мишари, казаки, раскольники. Казна выделяла на их содержание деньги. Каждый день их пересчитывал комендант, который отвечал за них.
Ссыльные могли подряжаться на работу — косить сено, класть кирпич, копать землю, плотничать. Полученные деньги были их собственными, и они могли их тратить на теплую одежду, дополнительное питание, благотворительность.
7. Какую религию исповедовал Салават Юлаев? Мы знаем точно — ислам. В последнее время стало известно предание о том, что Салават Юлаев пожертвовал деньги на строительство Георгиевской церкви в Рогервике. Исходя из этого предания некоторые делают поспешные выводы: мол, такого не могло быть, он мусульманин. Или, наоборот: он принял православие. На самом деле событие, если оно было, не меняет вероисповедания героя. Жертвовать деньги на храм мог и мусульманин. Например, в 1812 году воины Первого башкирского полка пожертвовали деньги на восстановление Донского монастыря в Москве. Православие Салават не принял. Об этом свидетельствует запись о его смерти, имя умершего — Салават Юлаев. В случае крещения его записали бы по крестильному имени.
8. Салават Юлаев остался в памяти не только башкирского, но и других народов края, в том числе русского. Это своего рода феномен. В фольклорных произведениях он — отважный воин, поэт. Стихи Салавата были сохранены устно и записаны позднее. Нет оснований не доверять мнению литературоведов — это, действительно, стихи одного автора. То, как построена картина мира в них, показывает, что автор — человек XVIII века. Понятно, что народ мифологизировал героя, приписывал ему чудесные способности.
Современная наука считает, что историческая память — это набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных представлений о событиях прошлого, особенно негативного опыта, несправедливости в отношении народа. Поэтому понятно, что жестокое наказание Салавата и его отца, ссылка отложились в памяти как трагический элемент прошлого. Но важно, что в этой памяти Салават показан как башкир, выступающий вместе с другими народами края за справедливость и борющийся за нее до конца.
9. Советская Башкирия стала частью большого проекта создания социально ориентированного государства, справедливого общества. Для достижения поставленных целей в ходе строительства «государства рабочих и крестьян» необходимы были новые герои. Герои из народа, герои, сражавшиеся за народ. В Башкирии такой герой был — Салават Юлаев.
Воин, поэт, руководитель многонационального отряда. В 20 — 30-е годы он постепенно выходит за региональные рамки и становится известным по всей стране. В первую очередь, благодаря роману Степана Злобина.
Во время репрессий, когда уничтожению подвергся практически весь Башкирский обком партии, вместо героев Гражданской войны, вдруг оказавшихся врагами народа,
Центральным комитетом ВКП (б) было предложено обратить внимание на образ Салавата Юлаева. Так появился фильм Якова Протазанова «Салават Юлаев». Вышедший в феврале 1941 года, он сыграл огромную роль в формировании патриотизма советских людей. Фильм открыл для жителей страны Башкирию и ее национального героя, борца за свободу.
Это был важный вклад республики в Великую Победу. С именем Салавата люди шли на фронт, именем Салавата давали клятву биться с врагом.
Неслучайно образ Салавата Юлаева стал частью индустриального развития республики после войны. Город нефтехимиков получил имя героя, памятник Салавату сразу стал символом Уфы и республики. Удачно были названы хоккейная команда, а впоследствии клуб.
10. Образ поэта-воина, командира, за которым шли тысячи людей разной национальности, бережно сохранился в народной памяти. В современном Башкортостане его образ, наложенный на историческую память, дал новый импульс развитию республики — памятник герою вошел в герб, учрежден орден Салавата Юлаева, имя героя сохранилось в названиях города, поселков, предприятий, отражено в музейных экспозициях, литературных произведениях. Образ Салавата Юлаева живет с нами, это образ героики, любви к Родине, борца за свободу.
По мнению моего коллеги, ведущего научного сотрудника ИСИ РБ Азата Бердина, Салават Юлаев — не только национальный герой башкирского народа. Он с советских времен стал самым узнаваемым символом Башкирии, объединяющим все народы республики. Его образ сплачивает и утверждает башкир в российской (евразийской) цивилизационной среде.
«Поясню это на ином историческом примере. Когда британцы, будь то англичане или шотландцы, читали Вальтера Скотта и Роберта Стивенсона, писавших про шотландские восстания, или когда в наши дни переживают драму Уильяма Уоллеса в «Храбром сердце» Мэла Гибсона, то для них Шотландия утверждается именно в британском и шире — в западном цивилизационном пространстве, — пишет Азат Бердин. — Когда советские люди разных национальностей читали роман Степана Злобина, смотрели фильм «Салават Юлаев», они воодушевлялись его примером во время Великой Отечественной войны: вспомним, к примеру, слова генерала Минигали Шаймуратова «Потомки Салавата отступать не умеют!». Так они тоже утверждали себя (и Башкирию в целом) в советском, а если брать шире — в российском (евразийском) цивилизационном пространстве».
Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось или задумались, поставьте – ЛАЙК ! Вам несложно, а проекту – стимул и дальнейшее развитие.
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен. Удачи! И побольше адекватных людей вокруг!