Найти в Дзене
Nivavod

НАДЕЖДА АВТОВАЗА

Первый серийный минивэн от АвтоВАЗа, как появился на рынке, что с ним сейчас.

Сегодня поговорим об одном интересном автомобиле производства Волжского Автомобильного Завода, потенциал которого, по моему мнению, так и остался раскрытым не до конца.

Речь пойдет о первом серийном универсале повышенной вместимости с однообъемным кузовом, а попросту - минивэне от АвтоВАЗа. Индекс модели ВАЗ-2120, в последствии машина получила собственное имя - Лада Надежда.

Первые наброски ВАЗ-2120 (Источник: Журнал За рулем 1995 №12)
Первые наброски ВАЗ-2120 (Источник: Журнал За рулем 1995 №12)

В начале 90-х годов в руководящих кругах завода были различные мнения по поводу наследника Нивы, которую к тому времени выпускали уже более 15 лет. И по одной из версий, Нива могла стать таким вот однообъёмником. В НТЦ ВАЗа начались проектные работы, выросшая колесная база проектируемого автомобиля требовала заново провести испытания существующей агрегатной базы "из наличия". Ведь средств на новые разработки в плане двигателя и трансмиссии у завода не было, поэтому за основу предполагалось взять существующие агрегаты и доработать их по месту.

Один из последних вариантов дизайна минивэна перед запуском в производство.  (Источник: Журнал За рулем 1995 №12)
Один из последних вариантов дизайна минивэна перед запуском в производство. (Источник: Журнал За рулем 1995 №12)

Соответственно, раз минивэн должен был стать преемником Нивы, то и агрегатная база за основу была взята целиком от ВАЗ-21213.

Для испытаний завод изготовил так называемые "мулы" - удлиненные варианты классической Нивы. Так появилась сначала длинная Нива со средним окошком, а потом и пятидверный вариант.

Что удивительно, в отличие от минивэна, пятидверка ВАЗ-2131 выпускается ограниченным тиражом до сих пор, переехав из опытно-промышленного производства на главный конвейер АвтоВАЗа в Тольятти.

ВАЗ-2129, первоначально предназначался для испытаний удлиненного шасси, но в итоге завод начал продавать и товарные машины. Хорошо видно дополнительное окошко и вставка длиной 500мм на крыше.
ВАЗ-2129, первоначально предназначался для испытаний удлиненного шасси, но в итоге завод начал продавать и товарные машины. Хорошо видно дополнительное окошко и вставка длиной 500мм на крыше.
ВАЗ-2131 выпускается уже более 25 лет!
ВАЗ-2131 выпускается уже более 25 лет!

Впервые фотографии живого автомобиля Лада Надежда были представлены в журнале За рулем №1 от 1996 года. Тогда мыв были рады любым новостям о новинках с завода, а сейчас подобная тактика кажется странной - по сути на суд читателя вынесли прототип, собранный "на коленке". Как читатель его должен оценить. Либо на заводе решали, что делать с развитием модели и заинтересованным лицам срочно был нужен отклик публики, чтобы продавить выпуск новинки у руководства автогиганта.

Так мы и увидели эту машину впервые, голый кузов без нормальной светотехники, зеркал, нормального салона. Были вопросы и по слишком узкой колее, почему-то этому на ВАЗе вообще не придавали значения. Как и многим другим вопросам.

Первый прототип ВАЗ-2120, собран на агрегатах Нивы. (Источник: Журнал За рулем 1996 №1)
Первый прототип ВАЗ-2120, собран на агрегатах Нивы. (Источник: Журнал За рулем 1996 №1)

Передние фары поставили от ВАЗ-2106, а задние фонари от Оки (позднее внедрили собственные полноразмерные фонари). Очевидно, временное решение, в какой-то момент чуть не стало постоянным - именно "четырехглазым" автомобиль отправился в производство.

То что, автомобиль собирали из того, что было (как и многие модели ВАЗа на стыке 2000-х) на этом экземпляре просто бросается в глаза.

Ручки и замки дверей - ВАЗ-2108, штампованные диски от ВАЗ-21213.

Многие детали отделки появились позднее. Зеркала в итоге стали ставить от ВАЗ-2110, которые были немного адаптированы для монтажа.

Огромная дверь багажника и единственная сдвижная боковая дверь сзади. (Источник: Журнал За рулем 1996 №1)
Огромная дверь багажника и единственная сдвижная боковая дверь сзади. (Источник: Журнал За рулем 1996 №1)
В профиль машина смотрелась очень необычно для своего времени. (Источник: Журнал За рулем 1996 №1)
В профиль машина смотрелась очень необычно для своего времени. (Источник: Журнал За рулем 1996 №1)

В итоге автомобиль так и пошел в производство как сборная солянка от многих устаревших моделей завода, чем гарантированно отталкивал часть потребителей. Ведь и качество оригинальных деталей, таких как панель приборов да и уровень проработки кузовных панелей на совершенно новом автомобиле оставлял желать лучшего.

Это можно понять, ведь завод был занят запуском семейства ВАЗ-2110, так что ресурсов на другие разработки просто не оставалось, именно ВАЗ-2110 предстояло вытащить завод с того света и оставить на плаву.

Так что, в то время было не до нишевых моделей с непонятными перспективами, а Нива и так неплохо продавалась. К тому времени ее уже немного модернизировали - появился двигатель объемом 1.7 литра, дверь багажника опустили до уровня бампера, что добавило удобств.

Каким-то чудом Надежда все же добралась до цехов опытно-промышленного производства ВАЗа (ныне ликвидировано) и в сентябрьском номере журнала За Рулем был презентован один из первых товарных образцов автомобиля.

Внешний вид немного привели в порядок, окрашенный темно-зеленой эмалью крупный универсал смотрелся не так убого и в целом достаточно эффектно, особенно на литых дисках и с небольшими декоративными элементами вдоль кузова.

Один из первых товарных образцов ВАЗ-2120 (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)
Один из первых товарных образцов ВАЗ-2120 (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)
Первые образцы ВАЗ-2120 сохранили простую оптику от Жигулей (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)
Первые образцы ВАЗ-2120 сохранили простую оптику от Жигулей (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)
Задние фонари -временные, от Оки. Хорошо виден третий ряд сидений. (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)
Задние фонари -временные, от Оки. Хорошо виден третий ряд сидений. (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)

Если с внешним видом ВАЗ-2120 все более менее понятно, то что же у машины было внутри? Внутри автомобиль тоже получился весьма необычным, но не все так просто.

Многие решения продиктованы компоновкой кузова, при этом стоит учитывать, что опыта строительства минивэнов вазовским специалистам явно не хватало, но они старались как могли, учитывая ограниченные ресурсы производителя в середине 90-х годов.

Двигатель был использован ВАЗ-21213, карбюраторный, объемом 1.7 л.

Позднее появился мотор ВАЗ-2130 объемом 1.8л, на этом внутренние ресурсы блока ВАЗ-21213 были скорее всего исчерпаны. Даже этот двигатель с трудом поместился в моторный отсек Надежды, а его обслуживание и ремонт было существенно затруднено, так как задняя часть мотора оп сути была спрятана в глубине моторного отсека под лобовым стеклом. Именно ограниченное пространство моторного отсека позднее не позволило в будущем устанавливать более современные с экономической и экологической точек зрения инжекторные моторы от той же Нивы или Шевроле-Нивы, что во многом поставило крест на дальнейших перспективах модели.

Ограниченное пространство моторного отсека ВАЗ-2120 - где там двигатель?  (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)
Ограниченное пространство моторного отсека ВАЗ-2120 - где там двигатель? (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)

Ходовая часть так и осталось практически полностью заимствованной от Нивы, та же 5-ступенчатая коробка, та же раздатка и подвески. К ним вопросов особо нет. Лишь в последние годы ради удешевления модели ее попытались сделать моноприводной, установив задний мост от Волги ГАЗ-3110 и убрав раздатку и передний мост, но очевидно таких автомобилей было выпущено очень мало, либо не было выпущено вовсе. Информация о таких машинах очень ограниченная.

Большой однообъемный кузов позволил разместить запасное колесо под днищем, что с одной стороны позволило его спрятать и освободить место в салоне, с другой - доступ был очень неудобным, так что решение оказалось не особо практичным.

"Запаска" в минивэне спряталась под днищем (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)
"Запаска" в минивэне спряталась под днищем (Источник: Журнал За рулем 1997 №9)

Зато у машины был полностью оригинальный интерьер - ведь ничего подобного АвтоВАЗ еще в своей истории не выпускал. Многие решения оказались продиктованы конструкцией кузова. Например, появилась "многоэтажная" приборная панель.

Приборная панель ВАЗ-2120 "Надежда"(Источник: Журнал За рулем 1997 №9).
Приборная панель ВАЗ-2120 "Надежда"(Источник: Журнал За рулем 1997 №9).

Понятно, что руль, комбинация приборов, различные кнопки переключатели были набраны из уже имеющейся на заводе номенклатуры, а попросту от уже выпускающихся моделей ВАЗа, но сама панель потребовалась собственная. И не сказать что все вышло хорошо. На многих фотографиях в интернете видно, что качество изготовления панели приборов просто ужасное, она собрана из нескольких элементов, которые подогнаны друг к другу кое-как, а со временем она еще похоже и сама по себе начинает расходиться как по швам.

Серийный салон Надежды (Источник объявления Auto.ru)
Серийный салон Надежды (Источник объявления Auto.ru)

Но были и плюсы - салон был полноценным семиместным, причем инженерами были заложены возможности трансформации. Сиденья раскладывались в ровный пол, можно было двигать или совсем убирать часть кресел для перевозки грузов.

Салон ВАЗ-2120
Салон ВАЗ-2120

На втором ряду располагался 3-местный диван с возможностью складывать сиденья по отдельности. Сдвижная дверь была только с правой стороны, слева - глухая стенка с окном. Дескать - нечего делать пассажирам на проезжей части, зато жесткость кузова на кручение должна была быть повыше.

Фото с сайта drom.ru
Фото с сайта drom.ru

На последнем фото хорошо видны собственные фонари ВАЗ-2120, которые были внедрены лишь через несколько лет после начала выпуска модели, однако и их дизайн (дело вкуса) оставлял желать лучшего даже для 90-х годов. Хорошо видно сложенный третий ряд сидений. Но даже с третьим рядом сидений у автомобиля сохранялся небольшой багажник, ненамного меньше нивовского. Интересно, насколько долго газовые упоры сохраняли возможность удерживать столь огромную заднюю дверь в воздухе?

Несмотря на трудности с производством автомобиля, заводчане пытались его дорабатывать, повышать потребительские свойства. Еще на этапе проектирования было изготовлено несколько прототипов с совершенно разными вариантами передней части, в итоге на излете карьеры, машина выпускалась с фарами от ВАЗ-2110 и более спокойным и простым бампером.

Фото с сайта drom.ru
Фото с сайта drom.ru

Однако даже так было видно, что качество деталей - ниже среднего, как будто образ усиленно старались оставить недоделанным. Почему так - непонятно.

В итоге совершенно логичным продолжением стало снятие модели с производства, хотя на заводе еще пытались предложить рынку различные варианты исполнения минивэна - от скорой помощи до инкассаторского автомобиля или такси, но все эти попытки сохранить модель так и остались безуспешными. Она оказалась слишком догой для конечного потребителя, а качество изготовления и удобство эксплуатации - сомнительным. Агрегатная база окончательно устарела, по многим параметрам автомобиль стал неконкурентоспособным на рынке.

Сейчас нет никаких иллюзий, что автомобиль своевременно покинул стапеля опытно-промышленного производства ВАЗа, как дорогой и устаревший автомобиль. могло ли его что-то спасти и продлить жизнь. Да конечно. Если бы завод своевременно обновлял агрегатную базу, снижал уровень шумов и вибраций агрегатов, повышал качество деталей трансмиссии и салона, все могла сложиться иначе. Причем такой опыт у завода на тот момент был. Именно, то что стало с Нивой второго поколения ВАЗ-2123, когда она превратилась в Шевроле Ниву, могло бы помочь и Надежде. Возможно ее так же стоило передать в нагрузку СП "Джи-Эм АвтоВАЗ". Завод бы загрузился, а качество бы подтянулось. Появились бы деньги на рестайлинг и второе поколение. Но это в идеальном мире.

На вторичном рынке то и дело еще попадаются выжившие экземпляры Надежды, но на большинство из них без слез не взглянешь - где-то есть огрехи штучного производства, а где-то и сами владельцы загнали лошадей за годы эксплуатации, видимо автомобиль использовался по назначению как рабочая лошадка. Так или иначе, машину с живым кузовом вы сейчас вряд-ли найдете. есть ли кузовные запчасти в продаже вообще не известно или хотя бы, например, лобовое стекло. Так что покупать такой экземпляр - большой риск. Ну и нужно иметь золотые руки для ремонта. Ведь даже вполне серийные Нива и Шевроле Нива требуют постоянного внимания, ремонта и обслуживания, а тут полу-прототип с не совсем удобным доступам практически ко всем агрегатам.

Публикую ряд фото из объявлений на сайтах для примера!

Модификация 1.8 литра существует!
Модификация 1.8 литра существует!
Судя по всему, один из последних вариантов дизайна передка. Фары от десятки, Крылья с приливами на арках.
Судя по всему, один из последних вариантов дизайна передка. Фары от десятки, Крылья с приливами на арках.
Но есть и такое
Но есть и такое

А это эталонное фото от завода:)

Заводское фото ВАЗ-2120
Заводское фото ВАЗ-2120

Вот еще экземпляр. Удивляет мастерство фотографов.
Вот еще экземпляр. Удивляет мастерство фотографов.
ВАЗ-2120 вид сзади.
ВАЗ-2120 вид сзади.

Уважаемый читатель, спасибо за интерес к моей статье. Спасибо, что дочитали до конца. Пишу не постоянно, просто для души.