М.А.Балакирев.Симфоническое творчество
Milliy Alekseevich Balakirev.Symphonic creativity
Милий Алексеевич Балакирев считал,что только самобытный русский талант:самородок-самоучка может быть настоящим композитором.
Духовный отец всей русской музыки,он был вдохновителем всех начинаний и идей,начиная с Даргомыжского и,заканчивая,Глазуновым.
Организованный им кружок,который впоследствии,по меткому выражению Стасова,был назван шутливо"Могучей кучкой",оказал влияние на все последующее развитие русской музыки.
1. Здесь русский дух,здесь Русью пахнет-в симфонической поэме"Русь".
2. Здесь и влияние близких славянских народов-в поэме"В Чехии".
4. Здесь и гениальная инструментовка Четырех пьес Фридерика Шопена:
Этюда ми бемоль минор,бравурной мазурки,нежного Ноктюрна,и Скерцо до диез минор,в качестве финала.
3. Но самая выдающаяся поэма-это "Тамара"по одноименному стихотворению Лермонтова.Вначале видишь воочию мрачное ущелбе,где бурлят,сливаясь потоки Арагвы и Куры,потом является образ Тамары,которая обольщает путников,чтобы затем их погубить,сбросив в бурлящую пучину.
(Здесь я позволил себе опубликовать запись Николая Голованова(с убитой пластинки!),которая захватывает меня наиболее всего).
5. Гениальная,в традициях М.И.Глинки,увертюра не на две,а даже на три русские песни:былина про Добрыню("То не белая береза к земле клонится..."),зажигательное аллегро на тему"Во поле березонька стояла...",и городская залихватская песня:"Во пиру я была,во беседушке..."
6. Здесь и благотворные влияния жгучей испанской музыки-в увертюре на тему Испанского марша.
7. Здесь и самая выдающаяся музыка к трагедии Шекспира"Король Лир".На примере этой пьесы Шекспира можно воочию наблюдать,как неограниченная власть и богатство приводит к моральной деградации человека,а в,конце-концов,и к его гибели.Я не понимаю:почему создатели фильма не использовали именно ее?Она же потрясает до глубины души!
В выдающейся Сюите си минор,где меня больше всего поразил Квази Вальс ("что-то наподибие вальса").
9. И,наконец,гениальный,зажигательный"Исламей",в инструментовке С.Ляпунова.
Кажется,что вот уже все,что некуда уже больше идти,что близится окончание,а он делает еще волну,потом еще волну(оргазм за оргазмом),и так до самого неимоверного напряжения доводит заключительную вихревую кульминацию в финале всей Фантазии.