Найти в Дзене
Великое Внеземелье

Как снимали «Акванавтов»

«Акванавты» - советский художественный научно-фантастический фильм 1979 года. Интересно рассказать о съёмках этого фильма могут четверо: Сергей Павлов, Валерий Павлотос, Владимир Карпичев и Георгий Зеленин...
Оглавление

«Акванавты» это - советский художественный научно-фантастический фильм 1979 года [1].

Интересно рассказать о съёмках этого фильма могут четверо: Сергей Павлов, Владимир Карпичев, Валерий Павлотос и Георгий Зеленин [2]. Не буду тянуть - слово Сергею Павлову.

Сергей Павлов

Об изначальном неравнодушии к «мокрому космосу»

Я неравнодушен к гидрокосмосу. Вырос у моря (Азовское, Черное), плаваю с раннего детства и вот до сих пор, обожаю ныряние с аквалангом и без, — словом, дайвер-любитель; однажды мне даже довелось принимать рабочее участие в составе легководолазной группы профессиональных аквалангистов — на съемках фильма по мотивам моей н/ф повести «Акванавты»; вдобавок имею в своем активе две баротравмы. Так что знаком с романтикой моря и со сложностями труда акванавтов не по наслышке.

О съёмках в Крыму

«Акванавты» были тем фильмом, в котором подводные съёмки заняли главное место. Они проходили в районе южного побережья мыса Тарханкут, в бухте Малый Атлеш, выбранной в качестве основной съёмочной площадки.
  • На каком крымском озере снимался эпизод в начале фильма «Акванавты» (туда главные герои прибывают на мотоцикле и там Игорь Соболев находился под водой очень долго)? Там так красиво! Так бы хотелось поехать туда!
На этот вопрос у меня нет ответа, ибо съёмки эпизодов, связанных с мотоциклом и героическим дайвингом Соболева на дно озера, прошли без меня (я был участником только морских и студийно-павильонных съёмок). Сдаётся мне, это озеро находится и не в Крыму, и даже не на Украине вообще, а в сравнительной близости от Москвы, — скажем, где-нибудь в тверской губернии. По моим представлениям, завесу над «озёрной тайной» может приподнять лишь сам режиссер фильма «Акванавты» Игорь Матвеевич Вознесенский (если, конечно, с ним за эти долгие годы ничего скверного не случилось)…

О сценарии

  • Сцена в начале фильма «Акванавты» (прохождение Игорем Соболевым некоего океанского полигона) не была ли привнесена сценаристами в фильм под впечатлением от полигона МУКБОП «Поплавок» из первой главы книги первой «По чёрному следу» цикла «Лунная радуга» (1974—1978)?
По идее и по законам кинематографии фильм «Акванавты» должен был начинаться с упомянутого мною в книге эпизода из жизни подводников — эпизод, в котором раненый акулой Игорь Соболев уводит стаю акул подальше от работающих в воде аквалангистов (место действия — Красное море, шельф острова Суакин). Снять такую сцену современным мастерам российского кино вполне по силам, но в те времена…
И без того нам с режиссером приходилось много кумекать, как в процессе создания фильма решить ту или иную задачу, достаточно необычную для советского кинематографа тех времен. Так была придуманы и реализованы в фильме сцены с обучением в некой Школе гидрокомбистов-глубоководников. Благо специальных средств и усилий для этого понадобилось немного — ведь обучение в Ялтинской школе подводников с большим энтузиазмом прошла вся киногруппа нашего фильма.

Об экранизации

У нас очень низка культура производства фантастических фильмов. О фильме «Лунная радуга» Станиславский сказал бы: «Не верю!», а я бы с ним согласился. «Акванавты» получились чуть зрелищнее и психологически более достовернее.
У автора произведения, которое послужило основой сценария, отношение к фильму почти всегда двойственное. По одной простой причине: это вроде бы его произведение и вроде бы совсем не его. Станислав Лем тоже не был доволен экранизациями своих произведений. По той же причине. Мне известно, что фильм Тарковского его сильно расстроил.
Режиссер с самого начала видит чужое произведения совершенно в ином ракурсе. Читая роман, он по опыту своему знает, что из этого романа можно перевести на экран посредством съемочной камеры, а чего нельзя. Это уже его личная творческая лаборатория, весьма и весьма непохожая на писательскую мастерскую. Поэтому, бывает, фильмы получаются лучше, значительнее их литературной основы, а бывает — наоборот. Основываясь на своем мосфильмовском опыте, я могу дать писателям-фантастам дельный, на мой взгляд, совет: если ты «продвинутый» интересный своим читателям прозаик, никогда не соглашайся так или иначе участвовать в создании сценария. Ни под каким предлогом. Это годы потерянного времени. У меня, к примеру, кинематограф «съел» два с половиной года, очень пригодившихся бы мне для творческой работы в сфере литературной фантастики. Рациональнее всего поступать так: отдал свое произведение кинематографистам — и до свидания на премьере! Если попросят проконсультировать в чем-то или съездить на съемки — сделай это для пользы дела и в собственное удовольствие. Но без диктата и абсолютно бесплатно! Иначе когда-нибудь ты можешь крепко пожалеть, что пропустил мой совет мимо своего внимания [3].

Мои впечатления от повести, сценария и фильма

Вслед за самой повестью на одном дыхании прочёл и извлечённый Сергеем Ивановичем Павловым из личных архивов и любезно предоставленный мне сценарий фильма «Акванавты» от 1979 года [4]. Что примечательно так это то, что сценарий во многом отличен не только от книги, но и от… снятого по нему фильма (или фильм от него?). Именно сценаристы выстроили события фильма в строгий хронологический ряд. Зачем? Чтобы не запутать неискушённого советского зрителя? Или советского руководителя от искусства, не понимающего всяких там изысков-выкрутасов? 

В сценарии начальные титры были запланированы на фоне сцен подъёма со дна и выхода на поверхность глубоководного аппарата – прямо как в современных американских фильмах! В фильме всё это свелось к рапидным съёмкам колыхания ламинарии. Судовой врач Леон Кон заменён на Эллен Кент, «российское океанологическое судно «Таймыр»» - на «советское»… Далее по сценарию следует неубедительная сцена встречи героев у сломанного мотоцикла, целиком перекочевавшая в фильм. Интересно, что «кадр 15. Автострада: каскад головокружительных поворотов, подъёмов и спусков» в фильме выродился в скучнейший проезд по крымскому серпантинуВорсистые гидрокомбовые оболочки акванавта, не мудрствуя лукаво, заменены на гидрокостюмы… с белой портупеей, книжные чёрные ласты превратились в белые, откуда-то появился шлем… 

Описанная в сценарии сцена водного слалома за глиссером в фильм не вошла. Не вошли и сцены с «сухими тренажёрами», подводной сваркой, ремонтом трубопроводов и протяжкой кабеля - осталось одно подводное ориентирование и это хорошо! Жаль лишь выброшенную сцену тренировок с подводными спец вооружением. 

Перемена цвета кристалла глубинометра в сценарии сдвигается в светофорную часть спектра: голубой-зелёный-жёлтый-оранжевый- ярко-красный… 

Церемония выпуска акванавтов из сценарного зала с комиссией за накрытым скатертью с символом ООН столом, слава богу, в фильме перенесена на пленер. Что-то копий флага СССР на рукавах акванавтов я в кино не видел, ужель сообразили?.. 

Сценарные сны Соболева по поводу гибели Лоты в фильм не вошли, а таинственная возлюбленная Бола, с которой он десять лет всё не мог объясниться, превращается в Эллен Кент, эйратор «Ладога» - в самолёт с бортовым номером AUF-34055, «разумный» спрутв манту… Сцена ритуала прощания акванавтов с погибшим товарищем в фильм не вошла – никто не пришпиливал ножом к стене ласты Пашича… 

В сценарии (в отличие от книжной беспомощности людей по отношению к спруту) люди манте помогают – стирают в её мозгу «личность Лоты» (Шарлотты Керром) и возвращают «безличность»… 

В финале сценария и фильма Соболев занимает место Командора – он слышал «Реквием бездны»… В книге же есть ещё встреча Соболева с Руженой, возлюбленной Пашича. И сцена эта вселяет в нас надежду на возможное счастье двух одиноких людей… 

Кастинг

По воспоминаниям Сергея Ивановича Павлова главная роль (Игоря Соболева) была изначально предложена Николаю Ерёменко, младшему («Пираты двадцатого века»), но он был занят…

Кракен vs манта

Вследствие того, что конструкторам фильма никак не удавалось сделать приемлемый макет кракена (гигантского кальмара), «главной героиней» фильма стала… манта (скутер же акванавтов «Манта» при этом в фильме превратился в некий подводный катер). Благодаря этому «сценарному ходу» для большинства людей (смотревших фильм, но не читавших повесть «Акванавты») разум Лотты Кером переместился в манту - в заблуждение введены критики и пишущие эпохальные обзоры нашей фантастики коллеги писатели-фантасты...

Примечания

[1] «Аквана́вты» — советский художественный научно-фантастический фильм 1979 года, созданный на Ялтинском филиале Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького Третьим творческим объединением по одноимённой повести Сергея Павлова. Режиссёр Игорь Вознесенский, автор сценария Сергей Павлов (при участии Игоря Вознесенского). В главных ролях Герман Полосков, Александр Яковлев и Ирен Азер. Операторы Александр Филатов и Георгий Зеленин. Художник Феликс Ростоцкий. Композитор Евгений Крылатов.

[2] Сергей Иванович Павлов (30.06.1935-18.04.2019) - известный фантаст, автор космического цикла «Внеземелье» (значительную часть которого составляет цикл «Лунная радуга»), а также океанического цикла «Мокрый космос», фантастическая повесть «Акванавты» которого и была экранизирована. Сергей Павлов - автор сценария фильма «Акванавты».

Владимир Григорьевич Карпичев (13.10.1937-1.12.2006) - актёр, каскадёр, Главный водолазный специалист Госкино СССР, руководитель Базы подводных киносъемок, руководитель подводных работ фильмов «Акванавты», «Пираты XX века», «Через тернии к звездам» и др. 

Валерий Павлович Павлотос (19.08.1940-19.06.2016) - скалолаз, горнолыжник, спелеолог, аквалангист и горноспасатель. Главный технический специалист киностудии «Ялта-фильм», инженер-конструктор, художник кино, постановщик трюков, каскадёр. Работал над фильмами «Десять негритят», «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Пираты XX века», «Акванавты», «Через тернии к звездам» и др.

Георгий Иванович Зеленин (30.04.1935-26.04.2010) - главный оператор подводных съёмок Ялтинской группы. Его операторская работа в научно-фантастическом фильме «Акванавты» до сих пор вызывает немалый резонанс среди любителей дайвинга.

[3] Из записи беседы «Кризис фантастики и цивилизации» писателя Алексея Калугина с писателем Сергеем Ивановичем Павловым, 2005.

[4] Написано и опубликовано мной на интернет-ресурсе «Лунная радуга» (MoonRainbow.ru - закрыт в 2016) 14.12.2005. Воспроизводится дословно, форматирование изменено. 

Анонс

⚠ Скоро! Как снимали «Акванавтов»-2: Рассказывает Владимир Карпичев

Ранее

☆☆☆

Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. Просто мечтаю, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье"! Возможно, вы присоединитесь и к нашей группе на ФБ? Синхронной безекции! Ваш ISNik

☸ Путеводитель

Взгляните: вдруг что-то из этого покажется интересным именно вам...

Рубрикатор канала

ISNik©2021