Как-то в личной беседе Сергей Иванович Павлов мне сказал:
"Изображение своего лювера [1] я впервые подсмотрел в детстве в каких-то бумагах отца. Вот где он мог это увидеть?!"
Отрывочные воспоминания
"В Приазовье отец находился в тренировочном лагере ГРУ [2], там же и познакомился с моей матерью, она из Геническа. Завязался бурный роман. После моего рождения из Бердянска мы переехали сначала в Москву".
"В 1939, после того, как Западная Украина отошла Союзу, во Львов". [3]
Следующим был Харьков. Где-то в районе Холодной Горы в 1943 году Ивана Павлова ранили.
"У него в Харькове были какие-то секретные операции. Отец перевез за собой в Харьков и нас. После освобождения здесь все было разрушено, Харьков в руинах, кое-где еще дымилось".
Где именно жила семья Павловых в Харькове Сергей Иванович не помнит. А через полгода был уже Киев...
"Там мы жили на улице Дзержинского. Я ходил в школу. Как-то сказали, что будут вешать военных преступников, так мы сдуру сбежали с уроков смотреть на казнь. Немцам зачитали приговор, начали вешать, один сорвался… После увиденного я неделю пролежал больной".
Потом, наконец, Сочи...
"Отец начал появляться в семье только после 1947 года. Мы знали, что он работает в Главном разведуправлении, но что делал, где бывал, не представляли. О своей работе он никогда не рассказывал, мы по крохам собирали какие-то сведения. К нему после войны часто приезжали коллеги, и во время одного из застолий я случайно узнал, что папа был в группе сопровождения, когда подписывали пакт Молотова-Риббентропа.
Мы и не догадывались, что отец знал немецкий язык. А когда я стал проваливаться на иностранном в выпускном классе, он взялся меня тренировать. Долбал меня три месяца, заставлял учить стихотворения, исправлял произношение". [4]
Письмо в ГРУ
После смерти отца в середине 90-х Сергей Иванович Павлов писал в ГРУ — надеялся узнать подробности о его службе. Ответа не получил...
В поисках правды
Сергей Иванович занимался самостоятельным расследованием истории жизни своего отца - общался с историками, наводил архивные справки, изучал мемуары… Обобщая попавшие к нему сведения, Сергей Иванович пришёл к выводу, что его отец – Павлов Иван Николаевич – советский разведчик, точнее – один из оперативных сотрудников Службы Внешней Разведки СССР.
Первое упоминание
Первое документальное свидетельство об Иване Николаевиче Павлове было обнаружено в воспоминаниях сотрудника германского посольства Густава Хильгера [5], где он описывает события в Москве до и сразу после начала Великой Отечественной войны. Иван Николаевич Павлов там упоминается как переводчик Председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова, который в последние дни перед войной плотно работал с сотрудниками германского посольства. Эти записи идут вразрез с ревизионистской исторической теорией, популярной в последние годы, – о том, что Сталин якобы готовился первым нанести удар по Германии [6]. Хильгер показывает, что СССР, наоборот, до последнего хотел избежать войны и делал для этого все возможное.
Годы войны
Есть данные о том, что в годы войны Иван Николаевич Павлов работал в одной из групп (конкретно – в группе Павла Фитина [7]) резидента советской разведки Василия Михайловича Зарубина [8]. Речь там идёт о контакте Василия Зарубина с Вальтером Штённесом [9]. Плохое знание немецкого языка Зарубиным раздражало Штённеса и для возобновления контакта с ним в октябре/начале ноября 1943 года (незадолго до начала Тегеранской Конференции с участием Сталина, Черчиля и Рузвельта) в Тегеран в экстренном порядке был направлен в совершенстве владевший немецким языком Иван Павлов. В результате Сталин непосредственно перед Конференцией получил из отчёта Павлова ценные сведения.
Есть информация о том, что Иван Николаевич Павлов к концу войны работал и по ракетной теме Вернера фон Брауна... На одной из фотографий семейного архива Павловых, датированных 1943 годом Иван Николаевич Павлов стоит на полигоне рядом с немецким инженером Вернером фон Брауном, "отцом" крылатых ракет Фау-1, Фау-2 - конструктором ракетно-космической техники. [10]
Имя, отчество, фамилия и годы жизни
Похоронен Иван Николаевич Павлов на сочинском кладбище. На плите указаны его имя, отчество, фамилия и годы жизни. Больше ничего. Фотографии у меня нет.
Примечания
[1] Лювер, он же фазерет – летательный аппарат грагалов из романа "Волшебный локон Ампары" цикла Внеземелье Сергея Павлова. Внешне напоминает детскую игрушку юлу.
[2] ГРУ (Главное Разведывательное Управление) - как центральный орган Внешней разведки СССР было создано в 1942 году. Поэтому, Сергей Иванович, говоря здесь о начале тридцатых годов ( напомню: Сергей Павлов родился 30 июня 1935 года, в Бердянске), ошибочно проецирует на то время свои более поздние ассоциации... Либо ошибку допустил цитирующий его журналист.
[3] Цитирует харьковский журналист Оксана Якушко, общавшаяся с Сергеем Ивановичем в 2008 году на конвенте "Звездный мост", куда он был приглашён за своим "Философским камнем".
[4] Этот и предыдущие три фрагмента цитирует 17.09.2008 некий безымянный автор несуществующего уже сегодня ПОЛИТСОВЕТ.com
[5] Густав Хильгер. "Россия и Германия. Союзники или враги?"
[6] Речь, конечно же, о пресловутом "пакте Молотова-Риббентропа".
[7] Выдающиеся организационные способности П. М. Фитина проявились в годы Великой Отечественной войны. Возглавляя внешнюю разведку, он приложил огромные усилия, чтобы обеспечить руководство страны информацией о замыслах немецкого командования, сведениями о возможности открытия "второго фронта". Именно группой Павла Фитина через Вальтера Штённеса в первой половине 1943 года был добыт план германского наступления на Курской дуге.
[8] В середине 1941 года Зарубину В. М. было поручено провести переговоры с миссией британской разведки СИС о налаживании сотрудничества в борьбе с гитлеровскими спецслужбами. Осенью 1941 г. было принято решение направить Зарубина резидентом "легальной" резидентуры в США. Перед отъездом он был принят Сталиным. В США Зарубин В. М. и его жена находились до 1944 года.
[9] Вальтер Штённес - Первую мировую войну закончил в чине капитана на должности полевого адъютанта. В апреле 1931 устраивает мятеж в Берлине - "против антигерманской и неограниченной партийной деспотии и безответственной демагогии Гитлера"... Опальный прусский офицер, советник и телохранитель Чан Кайши в Шанхае, источник советской разведки под псевдонимом Друг. Вооружив Сталина конфиденциальными данными перед встречей в Тегеране, Вальтер Штённес внес неоценимый вклад в решение очень важных для СССР вопросов. В том числе - и по послевоенному переустройству мира.
[10] Скан этой фотографии у меня есть. Я не публикую её специально, дабы избежать глупых обвинений от ФБ. Подписана она так "Пенемюнде, полигон запусков ФАУ. Октябрь (или начало ноября) 1943 г. Из личного архива И.Н.Павлова".
☆☆☆
Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. Просто мечтаю, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье"! Возможно, вы присоединитесь и к нашей группе на ФБ? Синхронной безекции! Ваш ISNik
☸ Путеводитель
Взгляните: вдруг что-то из этого покажется интересным именно вам...
ISNik©2021