Республика Индия – крупнейшее государство Южной Азии: сегодня Индия занимает второе место по населению (около 1,4 млрд. чел.) и седьмое место по площади территорий (приблизительно 3,3 млн. км2) в мире. Экономика Индии занимает третье место в мире по размеру ВВП по паритету покупательской способности (ППС).
1️⃣⏱Вызовы и угрозы для Индии
🔸 Основным вызовом для индийской внешней политики является проблема установления суверенитета Нью-Дели над всеми декларируемыми индийскими территориями. На сегодняшний день у Индии есть следующие территориальные споры:
🔸🇵🇰С Пакистаном относительно статуса Кашмира. При обретении независимости Британской Индией (территория современных Индии, Пакистана и Бангладеша) в 1947 г. руководством Великобритании было принято решение о разделении территорий по религиозному признаку: территории с преимущественным исламским населением выделялись в отдельное государство Пакистан. Однако правитель Кашмира (небольшого княжества на границе Индии, Пакистана и Тибета, находившегося в зависимости от Британской Индии и получившего в 1947 г. независимость), будучи индуистом, решил войти в состав Индии, хотя 77% населения региона исповедовали ислам. В ответ на это пакистанские добровольцы вторглись в Кашмир и насильственным путем присоединили часть региона к Пакистану.
С 1947 г. между Индией и Пакистаном произошли три войны за Кашмир: несколько раз исламские боевики при поддержке Пакистана пытались установить свой контроль над индийской частью спорной территории. С 2015 г. постоянно увеличивается число террористических актов, совершенных исламистами в Кашмире при поддержке Пакистана.
🔸🇨🇳Другой территориальный спор - с Китаем по вопросу принадлежности региона Аксайчина и Южного Тибета. Аксайчин (соляная пустыня в юго-западной части Гималаев) традиционно входил в состав Тибета. После объявления о независимости Тибета от Китая в начале XX века, власти Тибета передали эту территорию Британской Индии. Однако Китай, не признавший независимость Тибета, считает эту территорию своей. После развернувшейся Индокитайской войны, Аксайчин в 1962 г. перешел под контроль КНР.
В 2019-2020 гг. произошло обострение ситуации в этой области, приведшее к вооруженным столкновениям между странами, в результате которых установился статус-кво.
Претензии Китая и Индии на территорию Южного Тибета основываются на позиции сторон относительно договоров между Тибетом и Британской Индией 1914 г. Однако после войны 1962 г. власти Китая не устанавливали свой контроль над этой спорной территорией. Несмотря на это, Пекин все же заявляет о своих притязаниях на Южный Тибет.
🔸🇳🇵Спор с Непалом из-за контроля над регионом Калапани. В начале XIX века граница между Непалом и Британской Индией была определена по р. Кали (входит в бассейн р. Ганг, берет начало в Гималаях). Хотя обе страны в настоящее время определяют границу между ними по этой реке, с 1997 г. они по-разному трактуют местонахождение ее истока. Так, в 1998 г. власти Непала заявили, что другая река – Липу Гад – от своего истока является р. Кали; власти же Индии настаивают, что р. Кали становится таковой лишь после слияния р. Липу Гад с родниками Калапани, – следовательно, течение р. Липу Гад является территорией Индии.
🔸🇨🇳Еще одной угрозой для Индии является реализация китайской инициативы «Один пояс – один путь». («Один пояс – один путь» - проект создания логистических цепочек из Китая в Европу: сухопутный маршрут пройдет через Пакистан и страны Центральной Азии, Закавказья и Ближнего Востока, морской же маршрут – через порты Шри-Ланка, стран Аденского залива, Израиля). В связи с тем, что транспортные коридоры будут проложены через территорию Пакистана и порты Шри-Ланка, Индия рискует остаться в транспортной изоляции. Эта ситуация особенно критична на фоне того, что Индия стремится стать одним из локомотивов мировой экономики, что невозможно без доступа к крупным транспортным потокам.
🔸💣Третьей угрозой для Индии является исламистский международный терроризм.
Во-первых, в Индии проживает значительная исламская община (195 млн. чел., 15% от населения страны ), что повышает интерес к ней со стороны таких организаций, как «Аль-Каида», «Талибан» и ИГИЛ (запрещены в РФ) из-за большего числа потенциальных сторонников.
Во-вторых, Индия является мишенью для действия международных террористов из-за ситуации в Кашмире, которая может трактоваться подобными акторами мировой политики как ущемление прав мусульман региона и повод для Джихада в Южной Азии.
2️⃣📎Краткая характеристика двусторонних отношений Индии с соседями и важными игроками на мировой арене
🇨🇳Китай: руководство КНР неоднократно заявляло о важности сохранения партнерских отношений с Индией. Хотя две страны активно сотрудничают в экономической сфере, на современном этапе между ними периодически происходят военные стычки, что осложняет взаимодействие. Вероятно, в связи с увеличением уровня сотрудничества между Пакистаном и Китаем, отношения между Нью-Дели и Пекином будут ухудшаться, а число военных инцидентов будет расти, что, однако, не перерастет в полномасштабную войну из-за наличия ядерного оружия у обеих сторон.
🇵🇰Пакистан: отношения между странами остаются напряженными в связи с неразрешенным вопросом относительно статуса Кашмира. Хотя страны обладают ядерным оружием, между ними постоянно происходят военные столкновения. В связи с тем, что Исламабад и Нью-Дели не готовы идти на компромисс в отношении спорных территорий, в ближайшее время возможно очередное военное обострение в регионе.
🇺🇸США: в условиях американо-китайского противостояния, Нью-Дели является ключевым партнером для Вашингтона в Азии. В настоящее время страны активно сотрудничают в экономической и оборонной сфере. Планируется, что Индия вместе с Японией и Австралией войдут в создаваемый США военно-политической блок в Индо-тихоокеанском регионе, который будет сформирован в противовес Китаю.
🇷🇺Россия: Нью-Дели и Москва активно сотрудничают в экономической сфере, а также в области совместного производства различных вооружений. Хотя российско-индийские отношения являются теплыми, сближение Индии с США, Австралией и Японией не позволяют говорить о формировании полноценного альянса между двумя странами.
3️⃣📑Участие Индии в евразийских интеграционных проектах
🔸Организация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК): данная организация, созданная в 1985 г., должна способствовать сближению Индии с меньшими государствами субрегиона, такими как Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Однако активного взаимодействия на данной площадке не происходит, так как Китай привлекает членов организации в более выгодные проекты (например, «Один пояс – один путь»), в которых не участвует Индия.
🔸Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Республика Индия является партнером по диалогу АСЕАН, (АСЕАН – региональная организация Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г.), что позволяет ей взаимодействовать с азиатскими странами и мировыми державами на площадке, где рассматриваются проблемы Индо-тихоокеанского региона. Таким образом, АСЕАН выступает для Индии лишь как инструмент выхода на двусторонние контакты со странами Юго-Восточной Азии, США и России.
🔸Транспортный коридор Север-Юг (проект создания единой логистической системы на территории Индии, Ирана, России, Армении, Азербайджана, Казахстана, Беларуси и Сирии). Участие в этом проекте позволит Индии выйти из транспортной изоляции, создаваемой неучастием рассматриваемого государства в инициативе «Один пояс – один путь». Однако будущее этого проекта туманно из-за нестабильности на Южном Кавказе и вероятного противодействия интеграции Ирана в экономические проекты со стороны США.
Таким образом, в настоящий момент Республика Индия вынуждена искать новых союзников в Евразии и Тихоокеанском регионе в условиях территориальных споров с соседями, высокой угрозы со стороны исламистского терроризма и транспортной изоляции со стороны Китая. Одними из главных союзников Индии в военно-политической сфере являются США, Япония и Австралия, которые стремятся ограничить влияние КНР в Индо-Тихоокеанском регионе. В экономической же сфере Индия сотрудничает также и с Россией, Ираном, странами Южного Кавказа и Юго-Восточной Азии, т. к. это позволит ей выйти с транспортной изоляции и расширить экономические возможности страны.