Найти в Дзене

За что Агафье Лыковой вертолеты и сено с козами по первому звонку

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В комментариях к моим публикациям о старообрядцах в целом и конкретно о Лыковых, я часто встречаюсь с вопросами читателей, касающимися нравственно-этической стороны этого явления вообще и помощи Агафье Карповне в частности.

Я уже писала, что я думаю о Лыковых, но вопрос возникает вновь и вновь, поэтому я попробую снова изложить свои мысли по этому поводу немного с другой позиции.

Очень часто некоторыми читателями поднимается вопрос о мнимой особенности Агафьи и целесообразности помощи именно ей, в сравнении с огромным количеством стариков, всю жизнь отдавших на благо страны и теперь прозябающих на нищенские пенсии, тогда как Лыковы, изолировавшись от общества, никакой пользы этому самому обществу не принесли, следовательно на каком основании вертолеты летают на таежную заимку по первому звонку отшельницы?

Все это действительно так и я полностью согласна с каждым словом. Но давайте разделим эти два вопроса и разберем каждый из них отдельно. В своих статьях я не раз говорила о том, что семья отшельников, прожившая в полной изоляции от общества на самообеспечении в суровых условиях сибирской тайги - это уникальное явление, которое обязательно нужно изучать и которое достойно всяческого уважения.

Да, эти люди ушли в тайгу не ради эксперимента, а ради своих личных целей. Но разве это мешает нам сейчас извлечь все возможное и полезное из получившегося результата? Многие открытия совершались случайно, либо получалось не то, что задумывалось вначале. Колумб открыл Америку в поисках Индии и ее специй, но ведь это не значит, что, раз это оказалась не Индия, на вновь открытый материк махнули рукой? Точно так же и в случае с Лыковыми. Тем более, что общество также в определенной степени виновно в этой вынужденной изоляции старообрядцев.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С другой стороны, транспортировка вертолетами коз, сена и прочего - действительно очень дорогостоящее удовольствие. Но тут, на мой взгляд, стоит помнить о нескольких моментах:

1. К сожалению, переселить Лыкову поближе к людям не представляется возможным в связи с ее здоровьем (я уже писала об этом и ссылку на статью я, по традиции, дам в конце рассказа).

2. Общество (губернаторы, пиарящиеся на интересе к отшельнице, всевозможные блогеры и им подобные) само избаловало Агафью Карповну, которая вряд ли в полной мере отдает себе отчет в размерах трат и по каким статьям проходят эти расходы. Ей предлагают, она не отказывается. Как известно, "мы в ответе за тех, кого приручили." Следовательно вопросы по тратам скорее стоит предъявлять к администрациям, а не к отшельнице.

3. А предоставить Агафье доживать в тайге в одиночестве сейчас, в в ее возрасте означает хладнокровно обречь ее на смерть.

Теперь об остальных стариках нашей страны, которые заслуживают помощи не меньше, а может и больше. Все так. Но тут вопрос к правительству, считающему нормой действующие нормы пенсий, отсутствие помощи одиноким пенсионерам, их социальную незащищенность и прочее. На мой взгляд, не может считаться сильным то государство, чьи старики влачат жалкое существование. И дело тут совсем не в их наследниках.

Ну и пара слов о наследниках и вообще обо всех нас. Я твердо убеждена в правоте фразы Марка Аврелия: "Делай, что дОлжно и будь, что будет." Если все мы будем жить по этому принципу, делая то, что считаем дОлжным для себя, то, возможно, и не придется отвечать на половину тех вопросов, которые мы периодически задаем. Подписывайтесь на мой канал, обещаю рассказать еще много интересного.

Другие статьи по теме можно прочесть здесь:

О личных вертолетах и желании наших людей помочь Агафье Лыковой

Почему Агафью нельзя переселять к людям

Какая все же польза все же миру от Лыковых