Добрый день читатель. Сегодня, как ты понял, речь пойдёт о телефонных мошенниках, которые под видом службы безопасности банка умыкают у доверчивых людей деньги со счетов банковских карт.
Мне 2 раза звонили с службы безопасности, по каждому разу расскажу по отдельности.
А пока чуть статистики. В 2019 году мошенники похитили с банковских карт россиян 6,5 миллиарда рублей. В 2020 году масштабы преступности, по данным Центробанка, выросли еще в 2 раза. Каждая пятая кража в России — это похищение средств с банковского счета. C начала 2020 г. Сбербанк зафиксировал уже более 2,6 млн. подобных жалоб. В среднем за месяц банк отрабатывает более 350 тыс. жалоб на телефонное мошенничество. По сравнению с 2019 г. этот показатель вырос на 87%.
Каким образом происходит кража денег со счетов? Основной метод, которым сегодня пользуются мошенники — это так называемая социальная инженерия. Преступник звонит по телефону своей жертве и представляется сотрудником банка. Он предлагает пострадавшему, например, отменить подозрительную операцию — перевод денег на счет незнакомого лица. Жертва сама называет мошеннику код из смс, и тот списывает деньги с ее карты. Иногда преступник предлагает/просит поменять логин и пароль от личного кабинета. Жертва сама диктует логин и пароль от личного кабинета банка. После того как деньги со счёта жертвы выведены, преступник бесследно исчезает, а жертва осознав что с ней произошло, пытается вернуть деньги, но в банке обычно разводят руками...
Мошенники всё чаще придумывают другие способы получения персональных данных карт, поэтому количество клиентов банков, раскрывающих свои персональные данные, к сожалению, не снижается
Власти борются с такими "колл-центрами". Гугл/Яндекс выдаёт много статей о том, что сотрудники спец. служб делали спец. операции в учреждениях УФСИН РФ и ликвидировали "колл-центры" и изымали аппаратуру (чаще всего мобильные телефоны), пресекали поставленную на поток схему. Но телефонное мошенничество на спад не идёт...
А теперь мои истории.
Чуть предыстории. У меня на телефоне стоит 9й "голый" андройд, который самостоятельно блокирует все номера колл-центров и номера с 8-800-, 499-, 495-. Иногда это мешает, мне с "Деловых линий" не могли дозвониться, известить меня о посылке. Но в большинстве случаев я не парюсь, что до меня не могут дозвониться какие-то там операторы..
История первая. Произошло это летом того года (2020). На работе, суета, все от меня чего-то хотят, вдруг звонок. Вкрадчивый мужской голос, говорит мне, мол "Я сотрудник безопасности банка" и говорит, что у меня какие то непонятные движения на карте произошли. Что-то, куда-то я отослал не тому, может отзовём операцию? Я сначала не понял, что от меня хотят, но быстро дошло с кем я разговариваю. Прикидываюсь шлангом и спрашиваю: "как давно операция по карте была?". На том конце провода меня уверяют, что вот только. Я возьми и ляпни (спугнул клиента), на какой именно карте, номер скажите, и какого банка была совершена операция. "Сотрудник банка" понял, что пошли контрольные вопросы и что сейчас самое время повесить трубку, что он и сделал.
История вторая. Начало года, сидим с сотрудницей и делаем отчёты. Звонок, женский голос (опять же, представившись сотрудником безопасности банка), говорит мне, что с моей карточки сбербанка только что было переведено 4300 рублей какому то человеку (фамилию забыл). Девушка задаёт мне вопрос, это точно вы сделали перевод? И просит меня подтвердить, сказать да. Я задаю вопрос, мол возможно и был перевод, что теперь делаем? Девушка настойчиво требует у меня подтверждения моих действий, а я как упёртый баран настаиваю на своём, мол возможно и был перевод, дальше какие мои действия? По бодавшись со мной, девушка бросает трубку. Сотрудница, усмехнувшись, сказала, что мол я ей надоел, своей упёртостью...
НО!!! Во втором случае, при разговоре с девушкой, я отчётливо слышал на заднем фоне, что кто-то стучит по клавишам компьютера, где то звонит телефон, печатает принтер, то есть нормальные офисные звуки. Может, если бы я не знал о телефонных мошенниках и мне звонили в первый раз, я бы повёлся на уговоры, слишком реалистичный задний фон был и неизвестно чем бы всё закончилось... Сказать к слову, в первом звонке, заднего фона вообще не было.
Мораль сей басни, если вам звонят сотрудники безопасности банка, не доверяйте им, бросайте трубку. Сами сотрудники банка говорят, что не звонят гражданам, нет у них таких полномочий. Если у вас возникли какие то вопросы, то можно узнать любую информацию позвонив на горячую линию в банк. А сотрудникам банка, спрашивать какую-либо конфиденциальную информацию у клиентов - ЗАПРЕЩЕНО!
На этом всё. Берегите себя и свои вклады, не поддавайтесь на уговоры каких то людей с левых номеров... Пока.