Истории изобразительного искусства посвящены тысячи серьёзных исследований. В отношении каждого более-менее значительного мастера написаны труды, точно определяющие его место в «системе координат» - принадлежность к стилю, школе, направлению и т.д. Высчитано, кто был чьим учеником, кто на кого повлиял, определены иные, не менее серьёзные вещи. Иногда складывается такое впечатление, что речь идёт о своеобразной «теории эволюции». Вот «первопредок», вот «эволюционные ветви» - перспективные и тупиковые и так далее. Получается, что А был рождён для того, чтобы стать предтечей Б, смысл жизни и существования В состоял в том, чтобы развить достижения Г, а все вместе они работали для того, чтобы появились Д, Е и Ж. Вам не кажется слегка однобоким такой подход? Более того люди (а особенно студенты и школьники) чьё сознание и без того перегружено массой информации, сталкиваются с тем, что вместо удовольствия от изобразительного искусства им предлагается фактически ещё одна учебная дисциплина со своим понятийным аппаратом, всеми этими взаимовлияниями и многим другим. Потом мы удивляемся, почему предмет МХК плохо приживается в школах. А почему он должен там хорошо приживаться? Мозг старшеклассника и без того обременённый разнообразными сведениями, от которых, честно говоря, в жизни будет немного проку, не резиновый. И впихивать туда всю эту готику, барокко, барбизонцев и прочую классификацию, это, на мой взгляд, не самая лучшая идея.
Вы думаете, что я предлагаю выбросить все Эвересты написанных ранее книг и никогда никого не учить истории изобразительного искусства? Я не настолько наивен и невежественен. Я просто пытаюсь сказать, что существует другой подход. Иногда то самое пресловутое «нравится-не нравится», о котором презрительно-снобистски говорят профессионалы — это не так уж плохо. Это может быть просто защитной реакцией на стремление сделать из удовольствия (а изобразительные искусства существуют в первую очередь для этого) очередной скучный предмет. Конечно, информация, которая есть у профессионалов часто весьма полезна, более того, некоторые смыслы без неё просто невозможно считать и понять. Скажу даже так - обладание дополнительной информацией в конечном итоге может и увеличить удовольствие, получаемое от произведения искусства. Но ставить информацию на первое место, стыдить тех, кто не желает с ней знакомиться, объявлять это «плебейством» и прочее – это, уважаемые граждане профессионалы, полупрофессионалы и просто информированные любители, обыкновенное свинство. Вы затаптываете в человеческих душах ростки тяги к прекрасному. Если кто-то хочет узнать что-то о картине, поверьте, сегодня он найдёт нужную информацию без труда. Если нет, оставьте его с простеньким «нравится – не нравится» и уберите подальше своё тупое «стыдно культурному человеку не знать». Не стыдно!
В сопровождение этого «манифеста» я выкладываю несколько работ удивительного мастера, о котором известно очень и очень мало. Я специально не буду сообщать никаких дополнительных сведений и предлагаю ограничится тем самым «нравится – не нравится». Лично у меня этот мастер проходит по разряду «очень нравится. Один из самых любимых». И он является прекрасной иллюстрацией того, что воздействие визуального образа на душу человека первично, а всё прочее вторично.
Подробной информации о жизни Мастера Бертрама минимум. Родился в городе Минден (ныне земля Северный Рейн-Вестфалия). Учился и работал в разных городах Германии. Впрочем, и не было тогда никакой Германии. Был весьма рыхлый конгломерат под названием Священная Римская империя германской нации, куда входили сотни самых разных городов, городков, государств, полу-государств и т.п. И даже слово «германской» в названии не соответствовало действительности, так как там в разные времена были и Прага, и итальянские территории и др.
Мы даже точно не уверены в атрибуции всех работ именно этому Мастеру. Но так ли много это меняет?
Минимальная дополнительная информация. Сюжеты. Вверху (слева направо) – встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество Марии, Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой. Внизу (слева направо) – Принесение Христа в храм (Сретение в восточно-христианской традиции), избиение младенцев, бегство в Египет, отрок Христос среди учителей.
В том же Гамбургском кунстхалле хранится так называемый Грабовский алтарь, создававшийся для собора святого Петра Гамбурга. Это складень со множеством удивительных сюжетов. Выкладывать их все здесь сегодня не буду. Только два.
И самое любимое.
Если понравилось, любуйтесь на здоровье. И не слушайте «умников», унижающих вас размышлениями о том, что без дополнительной информации вы всё равно ничего не поймёте. Ну а кому интересно что-то узнать ещё – к вашим услугам сегодня 1000 и 1 способ.