Найти тему

Вам нравится? И хорошо

Истории изобразительного искусства посвящены тысячи серьёзных исследований. В отношении каждого более-менее значительного мастера написаны труды, точно определяющие его место в «системе координат» - принадлежность к стилю, школе, направлению и т.д. Высчитано, кто был чьим учеником, кто на кого повлиял, определены иные, не менее серьёзные вещи. Иногда складывается такое впечатление, что речь идёт о своеобразной «теории эволюции». Вот «первопредок», вот «эволюционные ветви» - перспективные и тупиковые и так далее. Получается, что А был рождён для того, чтобы стать предтечей Б, смысл жизни и существования В состоял в том, чтобы развить достижения Г, а все вместе они работали для того, чтобы появились Д, Е и Ж. Вам не кажется слегка однобоким такой подход? Более того люди (а особенно студенты и школьники) чьё сознание и без того перегружено массой информации, сталкиваются с тем, что вместо удовольствия от изобразительного искусства им предлагается фактически ещё одна учебная дисциплина со своим понятийным аппаратом, всеми этими взаимовлияниями и многим другим. Потом мы удивляемся, почему предмет МХК плохо приживается в школах. А почему он должен там хорошо приживаться? Мозг старшеклассника и без того обременённый разнообразными сведениями, от которых, честно говоря, в жизни будет немного проку, не резиновый. И впихивать туда всю эту готику, барокко, барбизонцев и прочую классификацию, это, на мой взгляд, не самая лучшая идея.

Вы думаете, что я предлагаю выбросить все Эвересты написанных ранее книг и никогда никого не учить истории изобразительного искусства? Я не настолько наивен и невежественен. Я просто пытаюсь сказать, что существует другой подход. Иногда то самое пресловутое «нравится-не нравится», о котором презрительно-снобистски говорят профессионалы — это не так уж плохо. Это может быть просто защитной реакцией на стремление сделать из удовольствия (а изобразительные искусства существуют в первую очередь для этого) очередной скучный предмет. Конечно, информация, которая есть у профессионалов часто весьма полезна, более того, некоторые смыслы без неё просто невозможно считать и понять. Скажу даже так - обладание дополнительной информацией в конечном итоге может и увеличить удовольствие, получаемое от произведения искусства. Но ставить информацию на первое место, стыдить тех, кто не желает с ней знакомиться, объявлять это «плебейством» и прочее – это, уважаемые граждане профессионалы, полупрофессионалы и просто информированные любители, обыкновенное свинство. Вы затаптываете в человеческих душах ростки тяги к прекрасному. Если кто-то хочет узнать что-то о картине, поверьте, сегодня он найдёт нужную информацию без труда. Если нет, оставьте его с простеньким «нравится – не нравится» и уберите подальше своё тупое «стыдно культурному человеку не знать». Не стыдно!

В сопровождение этого «манифеста» я выкладываю несколько работ удивительного мастера, о котором известно очень и очень мало. Я специально не буду сообщать никаких дополнительных сведений и предлагаю ограничится тем самым «нравится – не нравится». Лично у меня этот мастер проходит по разряду «очень нравится. Один из самых любимых». И он является прекрасной иллюстрацией того, что воздействие визуального образа на душу человека первично, а всё прочее вторично.

Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15) – Триптих Святого Лика. Около 1390-1400. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид.
Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15) – Триптих Святого Лика. Около 1390-1400. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид.
Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15) – Триптих Святого Лика (в закрытом виде) Около 1390-1400. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид.
Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15) – Триптих Святого Лика (в закрытом виде) Около 1390-1400. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид.

Подробной информации о жизни Мастера Бертрама минимум. Родился в городе Минден (ныне земля Северный Рейн-Вестфалия). Учился и работал в разных городах Германии. Впрочем, и не было тогда никакой Германии. Был весьма рыхлый конгломерат под названием Священная Римская империя германской нации, куда входили сотни самых разных городов, городков, государств, полу-государств и т.п. И даже слово «германской» в названии не соответствовало действительности, так как там в разные времена были и Прага, и итальянские территории и др.

Мы даже точно не уверены в атрибуции всех работ именно этому Мастеру. Но так ли много это меняет?

Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15) – Алтарь Букстехуде (Алтарь Жизни Марии) Около 1400-1410. Гамбургский кунстхалле
Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15) – Алтарь Букстехуде (Алтарь Жизни Марии) Около 1400-1410. Гамбургский кунстхалле

Минимальная дополнительная информация. Сюжеты. Вверху (слева направо) – встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество Марии, Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой. Внизу (слева направо) – Принесение Христа в храм (Сретение в восточно-христианской традиции), избиение младенцев, бегство в Египет, отрок Христос среди учителей.

В том же Гамбургском кунстхалле хранится так называемый Грабовский алтарь, создававшийся для собора святого Петра Гамбурга. Это складень со множеством удивительных сюжетов. Выкладывать их все здесь сегодня не буду. Только два.

Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15). Грабовский алтарь (1375-1383). Разделение вод. Гамбургский кунстхалле
Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15). Грабовский алтарь (1375-1383). Разделение вод. Гамбургский кунстхалле

И самое любимое.

Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15). Грабовский алтарь (1375-1383). Сотворение животных. Гамбургский кунстхалле
Мастер Бертрам из Миндена (1340-1414/15). Грабовский алтарь (1375-1383). Сотворение животных. Гамбургский кунстхалле

Если понравилось, любуйтесь на здоровье. И не слушайте «умников», унижающих вас размышлениями о том, что без дополнительной информации вы всё равно ничего не поймёте. Ну а кому интересно что-то узнать ещё – к вашим услугам сегодня 1000 и 1 способ.