Найти в Дзене

4321. Роман "А что, если..." Пола Остера.

Оглавление

Обсуждая роман, мы с друзьями шутили, что 4321 — это количество часов, нужных для его прочтения. Как и в каждой шутке, доля правды здесь приличная, как и сам роман. В бумажной версии он занимает примерно тысячу страниц, в моей электронной — две тысячи!

Автор романа, Пол Остер, родился в американском городке Ньюарк 03.02. 1947 г. А 02.03.1947 г. в этом же городе появляется на свет мальчик Арчи Фергусон, главный герой романа "4321". И если вам кажется, что это совпадение, то и не надейтесь!

Остер, работая в жанре постмодернизма и абсурдизма, задумал роман, вполне обыкновенный по содержанию/-ям, но исключительно необычный и даже странный по форме. Жизнь главного героя Арчи, подойдя к определенному рубежу, рассыпается на отдельные линии, и отныне все эти Арчи пойдут каждый своей дорогой и проживут каждый свою жизнь.

Пол Остер  в молодости
Пол Остер в молодости

Здесь вы, наверное, решили, что сначала автор пишет одну жизнь Арчи, затем другую, потом третью, и каждую от начала и до конца? Хех! Остер пишет все жизни одновременно, просто пронумеровав их: жизнь №1, жизнь №2 и так далее. Автор берет за часть романа определенный отрезок времени, и все жизни Арчи проживает в этот период. Мы читаем про Арчи-ребенка №1, в следующей главе — тот же возраст переживает Арчи №2, а сколько всего Арчи собрал Остер, пусть станет для вас сюрпризом. Когда несколько лет всея Арчи описаны, автор переходит к следующему его возрасту и пишет новый период первого Арчи, этот же период второго и так далее.

... да и вообще, что это значит — быть собой, задался он вопросом, у него внутри живут несколько "я", даже много "я", сильное "я" и слабое "я", заботливое "я" и порывистое "я", щедрое "я" и "я" эгоистичное, так много разных "я", что в конце концов он становится огромен, как все сразу, или мелок, как никто вообще, и если для него это правда, то правдой это должно быть и для всех остальных, а это означает, что все — все, и никто в то же самое время...

По-хорошему завидую тем, кто начал читать книгу после рецензии или дружеского предупреждения. Они знали, что их ждёт! Я же читала наобум и спустя некоторое время сначала запуталась в сюжете (вроде бы я уже читала про его детство, почему оно снова описывается, но в других обстоятельствах???), а потом (в сообразительности мне не откажешь) пошла-таки ознакомиться с рецензиями. И отлегло: это не я с ума сошла, это так задумано, фух, камень с плеч! Совета "бывалых" взять бумагу, ручку и делать записи я не послушала, приходилось постоянно жонглировать разными судьбами Арчи в моей памяти, в общем, было увлекательно, всем рекомендую.

шорт-лист Букеровской премии
шорт-лист Букеровской премии

Общее

Все Арчи, несмотря на разные повороты судьбы, много читают, слушают музыку, так или иначе занимаются писательством. Мы узнаем, какую музыку слушает Арчи, какие фильмы смотрит, какие книги он читает, а книг здесь много. Вообще, всю книгу можно характеризовать словом "много". Здесь много слов, много спорта, много секса, много политики, много нецензурной брани. Некоторое недоумение вызывает тот факт, что окружение героя почти не меняется. Из жизни в жизнь у него те же родственники, а в нескольких жизнях даже одна и та же девушка. Было бы странно, что автор не разгулялся по полной, если бы не совпадение, о котором я писала выше. Пол Остер писал автобиографический роман, пытаясь додумать, а что было бы, если... Что было бы, если бы какое-то событие закончилось не так, а иначе? Где и кем бы я был сейчас? Об этом думал и маленький Арчи Фергусон, и, собственно, Пол Остер.

Мир вокруг него постоянно лепится из миров внутри него, ровно так же, как переживание мира кем угодно лепится из его собственных воспоминаний, и пока всех людей связывает воедино общее пространство, какое они между собой делят, все их путешествия сквозь время различны, а это означает, что каждый человек живёт в мире, слегка отличном от тех миров, что есть у других.

Ложка дегтя

Несмотря на то, что роман, как собственно роман и как литературное явление в целом, мне понравился, не могу не упомянуть о том, что меня смутило.

Во-первых, это перевод Немцова, который, по-моему, решил окончательно добить читателя, продирающегося сквозь жизни Арчи и многословные философские рассуждения, своими переводами имен и мест. Глаз режут имена Дан и Станли (вместо привычных Дэн и Стэнли), Мильвоки и Манхаттан (вместо Милуоки и Манхэттен), да и фамилия Фергусон нам привычнее с Ю, а не с У.

Во-вторых, здесь много нецензурной лексики, на мой взгляд, можно было обойтись и без нее.

Впрочем, это всё равно не помогло бы снизить возрастной ценз 18+, поскольку тема секса сопровождает всех Арчи практически с детства, он очень откровенный, не во всех жизнях он разнополый. Мало того, в книге присутствуют эпизоды геепедофилии и даже геепедопроституции.

до чего шикарен и прекрасен этот мир, если не остановишься и слишком пристально не вглядишься в него

Если вы все еще думаете, покорять ли этот Эверест, я скажу однозначное ДА. Книга многослойна не только по форме своей, но и по содержанию. Жизненные повороты всех Арчи происходят на фоне меняющихся исторических событий (реальных, а не выдуманных!) Соединенных Штатов. Атмосфера романа затягивает, засасывает, и вот уже кажется, что роман не закончится никогда, да и незачем ему заканчиваться, ведь внутри так уютно. Но конец всё-таки есть, именно в последних абзацах автор перестаёт водить читателя за нос и объясняется с ним.

Пол Остер - лауреат
Пол Остер - лауреат

А вам понравился роман? Обсудим?

#история америки

 #лонгрид