Знаете, в детстве я любил поезда. Эти стальные гиганты, рассекающие воздух, оглушавшие всех людей на перроне, произвели, в своё время, на меня неизгладимое впечатление. Долгое время я изучал внутреннее строение поездов, их классификации и историю создания. Какое-то время сам хотел стать машинистом. И каково было моё удивление, когда в 2018-ом году с выходом, абсолютно лживого и пустого сериала – Троцкий, мне был представлен бронепоезд, пожалуй, самого неоднозначного человека в новейшей истории. Конечно, в сериале бронепоезд был заметно приукрашен, на самом деле размеры личного транспорта Льва Давидовича были меньше показанных. Но даже реальный паровоз предреввоенсовета был сопоставим с средневековыми замками, но только на колёсах. И именно про бронепоезд предреввоенсовета Льва Давидовича Троцкого я вам поведаю.
После II съезда Советов Северной области, длящегося с 1-го по 3-ье августа 1918-го года, и приезда из Петрограда в Москву, Троцкий отдаёт приказ сформировать для него личный поезд. Решение это было не спонтанное. Троцкий видел ситуацию в армии. Там и тут из-за ужасной дисциплины всплывали мятежи и дезертирства. На фоне поражений падает боевой дух солдат. И Лев Давидович решил, что гораздо эффективнее руководить фронтами будет на самих фронтах. Позже, Лев Троцкий напишет о цели поезда слова:
«Чего искал "поезд Предреввоенсовета" на фронтах гражданской войны? Общий ответ ясен: он искал победы. Но что он давал фронтам? Какими методами действовал? Какой непосредственной цели служили его непрерывные пробеги из конца в конец страны? Это не были просто инспекционные поездки. Нет, работа поезда была теснейшим образом связана со строительством армии, с воспитанием ее, с управлением ею и со снабжением ее. Мы строили армию заново, притом под огнем. Так было не только под Свияжском, где поезд записал первый месяц своей истории. Так было на всех фронтах…» (Лев Давидович Троцкий. «Моя жизнь». Том 2. Глава XXXIV. Поезд)
Состав собирался, как отмечал Троцкий, в бешеной спешке:
«Поезд мой был организован спешно в ночь с 7-го на 8-го августа 1918 г. в Москве.» (Лев Давидович Троцкий. «Моя жизнь». Том 2. Глава XXXIV. Поезд)
Секретарь М. С. Глазман оставил воспоминания о сборе состава:
«…Выезжаем на Казанский вокзал. Там полная неразбериха. Поезд не составлен. Вагоны разбросаны по путям. Никто не знает, что нужно делать, куда грузить вещи, машины, куда садиться.» (Юрий Фельштинский, Георгий Черняев. «Лев Троцкий. Книга 2. Большевик. 1917—1923 гг.». Глава 3. Строительство новой армии. 1. Поезд наркома.)
Так, 8-го августа Троцкий уже облюбовал свой поезд. Троцкий описывал его, как настоящую крепость, прямиком из далёких средних веков:
«Поезд был так тяжел, что шел с двумя паровозами. Потом пришлось разбить его на два поезда. Когда обстоятельства вынуждали дольше стоять на каком-нибудь участке фронта, один из паровозов выполнял обязанности курьера. Другой всегда стоял под парами. Фронт был подвижный, и с ним шутить нельзя было.» (Лев Давидович Троцкий. «Моя жизнь». Том 2. Глава XXXIV. Поезд)
Действительно, начиная с 1918-го по самый 1919-ый годы поезд активно усовершенствовался. Этот стальной гигант за всю свою жизнь совершил 36 рейсов, и официально проехал свыше ста тысяч километров. К концу гражданской войны, бронепоезд предреввоенсовета Троцкого стал цитаделью революции!
Бронепоезд получил название в честь своего хозяина – «поезд Предреввоенсовета». И хоть поезд принадлежал Троцкому, состав всё так же имел своего начальника, в лице Рудольфа Августовича Петерсона. Петерсон имел только лишь начальное образование, но, как отмечали биографы, владел «организаторской и военной смёткой». Сам же Троцкий познакомился с Петерсоном, когда последний прибывал в Московском военном комиссариате.
Выше я не зря назвал бронепоезд цитаделью. Он состоял из 12-ти вагонов. На крыше каждого было по пулемёту, а в последствии и на каждой площадке. В состав поезда, вы только вдумайтесь, входили: секретариат, типография, телеграфная станция, радиоузел, электрическая станция, библиотека, автомобильный гараж, авиаотряд и баня. В поезде издавалась своя собственная газета «В пути», в которой солдаты могли узнать, что творится за пределами их крепости. С сентября 18-го по сентябрь 20-го года было выпущено 233 номера. Излишне восхваляющие лично Троцкого материалы сам нарком старался в газету не допускать — в частности он писал:
«В передовой статье № 18 имеются отзывы по моему адресу. Я считаю крайне неудобным, чтобы в газете, издающейся в нашем поезде, печатались такого рода хвалебные отзывы. Вообще прошу личный момент по возможности устранить.» (Военно-исторический журнал. №4 2012 год. Гражданская война. Газета поезда Л. Д. Троцкого «В пути»)
В экипаж состава входило 232 человека. За всю боевую историю поезда, личный состав потерял 15 человек убитыми и такое же количество без вести пропавшими. И военная форма их отличалась. Ходили они в алых гимнастёрках, с вышитом шевроном на левой руке «Р.С.Ф.С.Р. предреввоенсовета Л. Троцкого». Да и в целом отличались они от обычных солдат, пока ещё не имеющих единую военную форму. Троцкий располагался в вагоне бывшего министра путей сообщения. Троцкий называл этот вагон приятным для чиновника, но не пригодным для работы.
Первая битва с участием бронепоезда произошла в августе 1918-го года. Когда он прибыл в город Свияжск. В то время, мы сдали Казань, из-за ошибок будущего Сталина. И следующей целью «белых» стал Нижний Новгород, в котором не было армии, а за Новгородом Москва. Троцкий понимал, что если бы мы сдали «белым» Новгород, то сдали бы и Москву. Поэтому Троцким было предпринято решение окопаться в городе Свияжск. Можно только представить, каково было увидеть голодным и измученным людям, как к ним на помощь врывается бронепоезд самого Троцкого! Вот, что пишет об этом комиссар Казанского участка восточного фронта С. И. Гусев:
«Приезд товарища Троцкого внес решительный поворот в положение дел. В поезде товарища Троцкого на захолустную станцию Свияжск прибыли твердая воля к победе, инициатива и решительный нажим на все стороны армейской работы. … Жесткие методы товарища Троцкого для этой эпохи партизанщины, недисциплинированности и кустарнической самовлюбленности были прежде всего и наиболее всего целесообразны и необходимы. Уговором ничего нельзя было сделать, да и времени для этого не было. В течение тех 25 дней, которые товарищ Троцкий провел в Свияжске, была проделана огромная работа, которая превратила расстроенные и разложившиеся части 5-й армии в боеспособные и подготовила их к взятию Казани.» (Журнал "Пролетарская революция", 1924, №2(25), с. 100-109.)
Когда об этом узнала белая армия, то они мигом совершили рейд в Свияжск, где от них, без помощи, сам поезд и его личный состав героически отбились. В последствии Троцкий смог взять Казань.
В книге «Моя жизнь» Троцкий подробно расписывает жизнь поезда:
«Отправляясь на подготовку наступления против Врангеля, засевшего в Крыму, я писал 27 октября 1920 г. в походной газете "В пути": "Наш поезд снова держит путь на фронт.
Бойцы нашего поезда были под стенами Казани в те тяжкие недели 1918 г., когда шла борьба за Волгу. Эта борьба закончилась давно. Советская власть приближается к Тихому океану.
Бойцы нашего поезда с честью дрались под стенами Петрограда... Петроград уцелел, и в его стенах перебывало за последние годы немало представителей мирового пролетариата.
Наш поезд не раз бывал на Западном фронте. Ныне с Польшей подписан предварительный мир.
Бойцы нашего поезда были в степях Дона, когда Краснов, а затем Деникин наступали с юга на Советскую Россию. Дни Краснова и Деникина прошли давно.
Остался Крым, который французское правительство превратило в свою крепость. Белогвардейским гарнизоном этой французской крепости командует вольнонаемный немецко-русский генерал барон Врангель.
В новый поход отправляется дружная семья нашего поезда. Да будет этот поход последним".
Крымский поход действительно стал последним походом гражданской войны. Через несколько месяцев поезд уже был расформирован. С этих страниц я посылаю своим бывшим соратникам братский привет!» (Лев Давидович Троцкий. «Моя жизнь». Том 2. Глава XXXIV. Поезд)
За всю жизнь поезд часто подвергался бомбёжкам и артиллеристским ударам, но он выжил. Он прожил достойную жизнь. Бронепоезд предреввоенсовета был награждён Орденом Красного Знамени. Он стал символом революции. Поезд и есть революция, неумолимо мчащийся вперёд по рельсам истории.
Сам Лев Давидович описывал свои отношения с поездом так:
«Моя личная жизнь в течение самых напряженных годов революции была неразрывно связана с жизнью этого поезда. С другой стороны, поезд был неразрывно связан с жизнью Красной Армии. В те годы я, казалось, навсегда привык писать и размышлять под аккомпанемент пульмановских рессор и колес.» (Лев Давидович Троцкий. «Моя жизнь». Том 2. Глава XXXIV. Поезд)
Троцкий и бронепоезд – это вещи которые символизируют друг - друга. Не способные существовать порознь, они остались в истории вместе, на всегда.
Таким был поезд Предреввоенсовета, таким был поезд революции, таким мы его запомнили, таким запомнила его история...
Автор — Бабурин Лев Ильич