Мне было лет 14, когда я впервые прочитал «Неукротимую планету» Гарри Гаррисона. В маленькой библиотеке, располагавшейся в полуподвальном помещении на одной улице с моим домом, был на удивление хороший фонд фантастической литературы — практически все лучшее, что было издано в СССР, включая многотомную «Антологию современной фантастики» - заветную мечту всех советских любителей этого жанра. Кроме того, милейшая женщина, этой библиотекой заведовавшая, приходилась нам соседкой, а моей маме — школьной подругой.
В общем, я начал с первого тома и методично заглотил все 25 томов плюс три дополнительных. В том номер 24 входили два романа «Человек без лица» Альфреда Бестера и «Неукротимая планета» Гарри Гаррисона.
О «Человеке без лица» я писал только что (ссылка в конце статьи), и решил не останавливаться на полпути и рассказать о «Неукротимой планете». Тем более, что книга эта более чем выдающаяся, а то, что она была издана в СССР в далеком 1972 году - вообще для меня загадка. Но пойдем по порядку.
Вкратце, без особых спойлеров мы имеем очень лихую завязку сюжета. Профессиональный игрок в кости Язон динАльт, помимо чисто игровых навыков и везения пользующийся еще (совсем чуть-чуть) и экстрасенсорными способностями, неожиданно получает предложение, «от которого невозможно отказаться»: сыграть по-крупному на заказ. ОЧЕНЬ по-крупном. Само собой, предложение подкрепляется довольно неприятным «или...», а поступает оно от странного человека, больше всего похожего на сверхсолдата на отдыхе.
Лихая игра, куш сорван, «большие люди» недовольны, погони, перестрелки и побег на космическом корабле, под завязку загруженным оружием. Дальше я рассказывать не буду, чтобы не спойлерить сюжет — вдруг среди читателей статьи найдутся такие, кто еще не читал эту подлинную классику фантастического боевика?
«Неукротимая планета» - это не просто классика, это настоящий эталон того, каким должен быть динамичный, ни на секунду не позволяющий расслабиться и вместе с тем одновременно не лишенный психологизма и даже философской глубины фантастический роман. В книге есть все — масса оружия, чудовищные формы инопланетной жизни, существующей, кажется исключительно ради уничтожения людей, сами люди, уже не первое десятилетие ведущие бесконечную волну с этой монструозной флорой и фауной и от того превратившиеся в расу суперсолдат, героизм (как всегда, трагический и отчасти бессмысленный), неожиданная развязка…
Гильз по колено, моря напалма и ядерные тактические заряды, стремительная (буквально в считанные дни) мутация монстров — сейчас таким, конечно, никого не удивишь, но позволю себе напомнить, что книга впервые вышла в 1960-м году! 24-1 том «Антологии» снабжен подробным идеологически-выдержанным послесловием Еремея Парнова (крупнейший был советский спец по такого рода «разъяснениям» в области фантастики), но честно говоря, не представляю, кто бы стал читать и воспринимать всерьез эту муть после «Неукротимой планеты» и «Человека без лица».
В конце восьмидесятых, когда повсюду красочными грибами проросли видеосалоны, мы (я и несколько моих приятелей, которых я «подсадил» на фантастику) принялись вовсю фантазировать, какую книгу нам больше всего хотелось бы видеть воплощенной в кино, и «Неукротимая планета» неизменно оказывалась в лидерах. Мы даже составляли списки лучших, по нашему мнению, кандидатов на главные роли, с такими абсолютными лидерами:
Керк Пирр — Арнольд Шварценеггер. Причем, когда Арни слегка постарел, то стал подходить на роль даже еще лучше… Сейчас, наверное, уже не потянет, а жаль.
Язон динАльт — Сначала был Брюс Уиллис (и лучше было не придумать), но он как-то быстро постарел и полысел ). Потом мы прочили на эту роль Патрика Суэйзи (RIP), а кого из современных — выбирайте сами, я в них все равно не собираюсь.
Мета — Сигурни Уивер. Никто даже близко не стоял. Сейчас же — ума не приложу.
Я по-прежнему считаю, что «Неукротимая планета» - идеальный продукт для экранизации, фактически готовый сценарий, который даже не нужно поганить голливудским писакам — динамичный, острый, не без романтики и легким привкусом социальной философии. Это вам не слюнявый «Аватар» с тупо переписанным из «Покахонтаса» сюжетом (интересно, думали, что никто не заметит?). Полный метр или мини-сериал на 5-6 серий из этой книги, если грамотно взяться, выйдут такими — пальчики оближешь, особенно учитывая легкодоступность изготовления спецэффектов.
Помнится, я даже предавался мечтам, что вот дико разбогатею (без уточнения методов) и буду готов профинансировать, чтобы все было как надо.
Жаль, что на по-настоящему крутой блокбастер краудфандингом денежек не насобирать ) А то ей-богу, заварил бы кашу…
А как вы считаете, хороший бы получился из этой книги фильм? И какие фильмы, по-вашему, были незаслуженно обойдены экранизаторами?
Читайте также на канале: