Тем временем, наш первый друг из предыдущего рассказа, параллельно готовясь к Новому Году, сидел и ждал двух своих приятелей, а они тем временем ходили по городу и уничтожали листовки и прочую макулатуру «Научи Хорошему». Как и тогда он накрыл богато стол, включил электрокамин и поставил на виниловый проигрыватель пластинку. Нет, не Моцарта, как те мифические короли из рассказов Славы Ветра, а своей любимой группы. Только он опустил тонарм, и музыка заиграла, в дверь раздался звонок. Хозяин дома тут же побежал открывать:
— О, привет, — раздались через открытую дверь голоса его друзей. Ты уже накрыл поляну?
— Накрыл, раздевайтесь и проходите, — указав на проход в гостиную, пригласил он их.
Те раздевшись, тут же прошли туда, и помимо уже знакомого им ломящегося от яств стола и горящего камина узрели то, как через виниловый проигрыватель и всю эту аппаратуру раздавались тяжёлые аккорды одной пауэр-метал группы.
— А что это за группа у тебя играет, — спросил его с любопытством третий.
— Эпидемия, метал-опера Эльфийская рукопись — с гордостью ответил ему первый.
— Мда, с твоими вкусами Хорошизики давно бы тебя сатанистом заклеймили за то, что ты вместо Моцарта или Бетховена какую-то Эпидемию поставил — добавил тем временем второй.
— Ну как бы да, если им это выгодно, они везде, где им выгодно сатанизм найдут, — согласился с ними первый. Даже попсовика Егора Крида это не спасло (хоть я его и не фанат), целую экспертизу провели, не проповедует ли он ничего такого, а этим дегенераты только и нужен предлог, чтобы убрать того, кто им не нравится, даже относительно нормального исполнителя. Здравый смысл тут полностью отсутствует. А то, что касается Моцарта и прочей классики, то пусть не обольщаются ее целебным эффектом, австрийские учёные давным-давно опровергли эту маркетинговую уловку и выяснили, что интеллект особо от нее не прибавляется. К тому же надо помнить, что интеллект это слишком размытое понятие, и точно измерить его с помощью тестов IQ невозможно.
—Нифига себе, а я на серьезных щах верил в эту чушь, — ответил первому третий друг. Даже когда мне было плохо и депрессивно, занимался сам музыкотерапией. Увидел в одной медицинской группе пост с плейлистом музыки, исцеляющей то, что надо и слушал, в надежде на то, что успокоюсь и вылечусь от хандры в данном случае.
Услышав это, первый тут же начал просвещать своего нерадивого приятеля, поддавшегося искушению тех мракобесов от медицины:
—Тут тебе надо уяснить главную вещь, что большинство методов психотерапии не имеют научно доказанной эффективности и являются по сути шарлатанскими. Я знаю только два метода, которым можно доверять: это поведенческая (бихевиоральная) и когнитивно-поведенческую терапии, остальное все можно смело в помойку выкинуть. Конечно, сектанты могут тебе сказать, вот я пробовал этот метод, и мне помогло, а ты не веришь в него, поэтому тебе он и не помогает. То же самое люди и про гомеопатию говорят, вот только причиной исцеления, поумнения и т.д. может являться например спонтанная ремиссия или эффект плацебо. А поскольку внятных научных экспериментов, подтверждающих целительную силу классической и народной музыки никто массово не проводил (за исключением австрийского с Моцартом), мы можем смело послать таких говорунов на три буквы.
—А что скажешь про кристаллы Эмото Масару? — желая подвергнуть свои и так сомнительные убеждения, спросил его опять третий. Он ведь давал разным образцам воды прослушивать классику и рок, и в последнем случае результаты о том, какая музыка полезна, а какая вредна, явно были не в пользу последнего.
На что первый продолжил просвещать приятеля:
—Масару тоже своего рода шарлатан, подогнавший результаты своего эксперимента под себя, в надежде на то, что пипл схавает. Его теорию уже опровергли учёные из Колорадо, выяснив, что он мог подтасовывать хорошие и плохие кристаллы в одном образце в свою пользу, а Джеймс Рэнди предлагал ему миллион долларов, если его теорию удастся с помощью двойного слепого метода подтвердить. Но он отказался, видимо боясь что его обман раскроется.
К тому же, у него явно проблемы с логикой. Если в случае с классикой он выбрал конкретные произведения конкретных авторов, ну там Арию на струне «Соль», симфонию №6 Бетховена, то в случае «тяжелый рок» мы не знаем, что за песню он выбрал, ведь это растяжимое понятие, рок бывает совершенно разным. Да и классика состоит из множества жанров и периодов: есть там, допустим, эпоха Барокко, Классицизм, Романтизм и т.д. Почему Масару все это во внимание не принимает, а хорошистская паства в упор не замечает его косяков?
—Ух ты, да я вижу ты профи в своем деле! — сделал комплимент ему третий.
—Ну да, я же музыкант, и с теорией музыки знаком не понаслышке, хоть у меня и нет консерваторского образования формально. Но даже его наличие, увы, не спасает от фричества. Один иркутский органист уже задвигал Хорошистам подобную дичь, которую мы обсуждали только что, и как только я раскритиковал его, на меня тут же набросилась одна сектантка из того же Иркутска, и начала с пеной у рта визжать, мол, как Вы смеете оскорблять такого именитого светлого человека, сперва добейся и бла-бла-бла. Хотя как я выше и сказал, образование, ученая степень не являются гарантией того, что данный человек не будет фриковать. Савельев со своим церебральным сортингом, или Полинг с витамином C уже так опростоволосились. Да и много кто еще.
Третий был в восторге от того, как первый разоблачил сектантов на его глазах, и замолк от удивления. А второй после недолгого молчания добавил:
— А вот знаешь, Хорошисты ещё всякий бред там про ритмы, вибрации всякие пишут, вред бас-гитары и все такое.
— Ну, ясен пень, что и здесь они несут наукообразную дичь, вставляя музыкальные термины ради красного словца, не понимая их смысла. Вот прочитал их статью про влияние музыки на общество и сам убедился, что они не в зуб ногой в этой теме. Вот послушай: «Диссонанс в музыке, резкие перепады ритма, громкое звучание, все это организм воспринимает как стресс, как загрязняющий фактор» и бла-бла-бла. В общем, что тут не так: во-первых, почему они считают, что диссонансы вредны по определению, во-первых, их вред никто научно не доказал, а во-вторых они и в классической музыке широко использовались, и никто от этого не заболел и не умер.
—А что такое диссонансы, перебил его второй?
—Это понятие больше применимо к интервалам, расстояниям между нотами, — ответил ему первый. Есть консонансы, которые в целом звучат благозвучно, и диссонансы, которые соответственно неблагозвучные. Но поверь, это упрощённая во многом трактовка, на деле все гораздо сложнее. Музыка без диссонансов была бы гораздо скучнее, более того, их намеренно используют, чтобы создать соответствующее настроение. Я бы мог тебе сейчас прочитать целую теорию, но боюсь это много времени займет.
—Ок, я понял, что это все долго надо изучать, а что там с ритмами, бас-гитарой и вибрациями?
—Да все то же самое. Ритм они вообще с темпом путают, не может он резко перепадать. Ритм если упрощённо — это определенная комбинация звуков разных длительностей. Он может сменяться от части к части, но не увеличиваться и уменьшаться, как темп. Многие ритмы даже имеют свои названия: марш, вальс, танго, свинг (шаффл), ритм с одной восьмой и двумя шестнадцатым называется галопом например. Ну я надеюсь ты понял. Что касается о принадлежности некоторых ритмов всяким шаманским культам и сатанистам, то это не более чем голословные утверждения, спроси их, какие признаки должны быть у этого ритма, чтобы он считался таковым, и они будут запинаться от незнания, а то и вовсе сольются, назвав тебя агентом врагов. Это как число 666 считать меткой антихриста из-за неправильной трактовки и вырезать штрих-коды с этими цифрами.
Вибрации это вообще Нью-Эйджевское понятие, те очень надо сказать падки на то, что с помощью одной только музыки можно управлять всем и вся как в созидательных, так и в разрушительных целях, если их языком выражаться.
А бредни про бас-гитару о ее негативном влиянии на мозг можно с таким же успехом перенести на любой басовый инструмент, который даже в классической музыке использовался: контрабас, тубу, фагот и т.д. Она не генерирует инфразвук, как думают эти дегенераты, и была придумана в 50-е годы как замена контрабасу, который в то время уже давно использовался в джазе и раннем рок-н-ролле, однако он был громоздок, обладал малым сустейном (продолжительностью звучания) на пиццикато, и его постоянно приходилось подзвучивать микрофонами, чтобы он звучал достаточно громко. Все это и привело к созданию нового инструмента, который в итоге стал компактным, звучал достаточно долго, не отрывисто почти и был хорошо слышен. Вот и все.
Тут жаждущий просвещения третий снова включился в беседу:
— А вот ещё мракобеска Елена Харитонова пишет, что ритм любой музыки должен резонировать с ритмом сердца и быть 60 ударов в минуту, иначе нам всем писец.
— Надо ли говорить тебе, друг мой, — ответил ему просветитель, что и эта дичь легко разоблачается, потому что как в классической, так и в современной музыке встречаются произведения с разными темпами, как медленнее, так и быстрее 60 ударов. В классике темп обычно обозначается словом на итальянском, в современной музыке — на английском или любом другом языке в принципе с указанием, с какой частотой должен тикать метроном. Плюс ещё нужно определиться, за какую длительность мы принимаем его один удар: за половинку, четверть или восьмую. В связи с этим, хочется задать Харитоновой вопрос — 60 ударов в минуту это по какой длительности?
Тем временем, первая сторона пластинки уже закончилась, но первый, подойдя к проигрывателю, просто выключил его и переворачивать диск не стал. Затем он снова вернулся назад к товарищам, и разговор продолжился. Говорили они много о чем: о том, как Глеб с канала «Простые мысли» плел всякую чушь о спонсировании ЦРУ рэперов, про аналогичные бредни Константина Семина про русский рок, о Михаиле Кагакове, как тот, прикрываясь таким благим делом, как перевод иностранных песен толкует их в свою пользу, нередко впадая в СПГС. Так продолжалось почти до двенадцати часов, и когда на экране появилось обращение Президента, наши герои тут же открыли шампанское, разлили его по бокалам и по очереди вымолвили тосты:
— Ну давайте выпьем за то, — сказал первый, чтобы эта деструктивная секта наконец перестала пудрить мозги всем и вся и истерить на всю Ивановскую о том, как раньше было лучше, а сейчас все скатилось в тар-тарары, не разбираясь ни в физике, ни в теории музыки.
— Да, давайте, — чокнувшись с остальными добавил второй, может в этом году здравый смысл восторжествует и им не на ком будет паразитировать.
И как только он закончил тост, пробили куранты, и наши энутзиасты в борьбе с мракобесием дружно закричали:
— Ураа!!!
А затем дружно перечокались, выпили шампанское и начали закусывать. После этого они посидели еще немного, и легли спать.
Другие наши статьи, разоблачающие мракобесие Хорошистов (и родственных им обскурантов) в музыке:
1. Диллетантизм проекта "Научи Хорошему" в музыке
2. Кто такой Михаил Кагаков и почему его проект "Чё поем?! Ликбез" бесполезен и даже опасен
3. Музыковедческое мракобесие Дечебала Григоруцэ и его реакция на нашу критику