Найти тему

Нужен ли школе психолог?

30 лет назад, когда психологическая служба только "проклюнулась" на благодатной почве учреждений образования, пройдя годовую переквалификацию, я стала работать школьном психологом. Многие учителя, родители и ученики с недоумением рассматривали табличку на двери моего кабинета, не понимая, для чего появилась в школе такая штатная единица. Удивительно, что и теперь, когда уже столько лет работают психологи в детских садах, школах, гимназиях и лицеях, остаются домыслы, вопросы и споры о целесообразности таких специалистов.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Или от недостатка информации, или из-за каких-то предубеждений, многие и в прошлом, и сейчас связывают работу психолога с функциями психиатра и не могут до конца осознать, чем именно занят психолог в школе. Полбеды, если родители не понимают этого, но гораздо хуже, если педагогический коллектив оказывает недоверие или сопротивление. И совсем плохо, когда детей ориентируют на то, что психолог обследует их и определит уровень, способности, недостатки и прочие качества каждого и, возможно, выставит "диагноз".

Знаю реальные примеры, когда психологов обвиняют в том, что в обычной школе учатся дети с отклонениями, нарушениями норм поведения. Некоторые педагоги буквально тащат учеников в психологический кабинет с ожиданием, что для нерадивых определят другое место обучения: спецшколы для детей с девиантным поведением, классы для детей с задержкой психического развития и т.д. При этом иногда заявляют, что пребывание в школе "трудных" учащихся, является результатом отсутствия грамотных действий со стороны психолога.

Помнится, некоторые учителя прямо говорили мне и моим коллегам о том, что в отличие от учителей-предметников психологи вместо массовой психодиагностики ничем не занимаются, сидят в красивых уютных кабинетах, общаются в своё удовольствие и тому подобное.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Конечно, сейчас любой читающий это и владеющий знаниями педагогики и психологии, готов оспорить такие утверждения.

Многим кажется абсолютно понятным, что психолог в школе должен действовать в соответствии с требованиями нормативных документов, где основной целью психологической службы образования определяется обеспечение психического и психологического здоровья детей школьного возраста. А вот как это на практике?

Можно ли свести деятельность психологов в основном к наблюдениям и диагностике с использованием той "обоймы" тестов и анкет, которые предлагают пособия для практических психологов, например "Рабочая книга школьного психолога", "Справочная книга школьного психолога", "Педагоги-психологи", "Психологическая помощь детям" и другие?

Фото автора
Фото автора

Бесспорно, диагностика, просветительская деятельность, рекомендации педагогам по формированию учебного процесса, с учётом индивидуальных особенностей школьников и класса в целом, рекомендации ученикам по результатам тестирования, информирование родителей и учителей о психологических особенностях детей, профориентация, тренинги - всё это важные составляющие работы психолога. Но что бы поставила я во главу угла? Это индивидуальное консультирование.

И ученики, и родители, и учителя должны знать, что психолог - этот тот человек, к которому всегда можно прийти с накопившимися или "тупиковыми" вопросами, которые трудно решаются самостоятельно, именно они зачастую "загоняют в угол". Психолог должен восприниматься таким специалистом, с которым можно разделить ту болью, что не лечится таблетками и тревожит, разъедает ум и душу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда мы получали психологическое образование, нашей группе очень повезло: с нами занимались психологи ленинградской школы. В их числе был и преподаватель психологии, кандидат наук, опытный практический психолог Александр Николаевич Коровкин (светлая ему память). Знакомы мы были со школьной скамьи, только со времени его поступления в ленинградский государственный университет около 20 лет не виделись, поэтому тем для разговоров было предостаточно. Особенно меня интересовало его мнение, как организовать работу школьного психолога. По мнению Александра, мы должны всех приучить, к тому, что психолог в школе должен просто быть, не акцентировать внимание на его функциях. Общество должно понимать, что психолог - такая же неотъемлемая часть педагогического коллектива и процесса обучения, как директор, завуч, учитель-предметник. И все должны знать, что он радуется каждому посетителю, готов выслушать и понять. Какого-то определенного перечня вопросов и сложностей, с которыми можно приходить к психологу, не существует. Все индивидуально. И ребята разные, и ситуации могут быть тоже разные. Главное качество психолога - уметь слушать и располагать собеседника к беседе, чтоб он не боялся, а охотно делился своими проблемами.

Действительно, каждый человек сталкивается в жизни с такими ситуациями, которые порой кажутся безвыходными, когда эмоции "зашкаливают", жизнь становится невыносимый, мы балансируем на грани срыва. Вот здесь и нужна основная функция психолога: создать ситуацию, которая позволит выговориться, "проговорить проблему" (уже от этого становится легче на душе), построить беседу так, чтоб человек сам нашёл выход. А выход - всегда есть!

Что главное в консультации? Не давать готовых решений. А научить анализировать, суметь подтолкнуть к поиску выхода из проблемной ситуации. Помните известную притчу: "Не надо давать рыбу, надо научить ловить её"?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Консультирование - это всегда доверительное общение психолога с посетителем, реализация его способностей и поиск решения проблемы. Напрасны ожидания, что всё как-то само собой "рассосётся", или психолог волшебным образом всё "разрулит" - даст совет, готовое решение.

Недавно психолог одной из лучших гимназий города Омска поделилась со мной, с какими проблемами сейчас часто обращаются родители школьников: компьютерная и телефонная зависимость, нежелание подростков заниматься чем-то полезным (отсутствие интереса в жизни), плохая учёба, неумение пережить серьёзную проблему (смерть близкого человека, развод родителей), сложные взаимоотношения в семье или со сверстниками, болезненное восприятие критики, обидчивость. При этом она отметила, что во многих случаях сами учащиеся порой не осознают проблему и поэтому не приходят, или боятся раскрыться, не могут сделать первый шаг. В таких случаях психолог сам пытается создать такую ситуацию, в которой ребёнок сможет поделиться своей проблемой.

Сомнений нет, школам нужны психологи, хорошие, талантливые, умеющие понять, выслушать, помочь в самых разных ситуациях. Тем более, что, несмотря на развивающуюся в нашей стране службу психологической помощи, до сих пор слово «психолог» вызывает у некоторых людей чувство подсознательного страха. Надеюсь, что именно деятельность школьных психологов, экспертов человеческой психики и специалистов эффективного общения, способна рассеять остатки этого страха.

Психолог? Нет, он не волшебник,

Не шарлатан, не чародей,

Он не святой, не тяжкий грешник,

Он – человек среди людей. (Абитхан Назгуль "ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ").

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В статье использованы материалы и фото из открытого доступа.

Если Вас интересует эта статья, то ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на мой канал .

Ваше мнение очень значимо для развития канала на Яндекс Дзен и мотивирует автора создавать новые публикации.