Найти в Дзене
Аленушка Дурачок

Что кроется в глазах Маргарет Кин?

Задумчивость в больших глазах детей на картинах Маргарет Кин как нельзя лучше описывают тоску, съедавшую их создательницу много лет. Судьба американской художницы разделила мир на два лагеря, которые до сих пор не могут решить – она гениальна, инфантильна или отважна?

1962 — Маргарет Кин
1962 — Маргарет Кин

Почему так много зла?

Южные штаты всегда отличались более высокой богобоязненностью по сравнению с остальной территорией Америки. Поэтому рожденная в так называемом «поясе Библии» Маргарет куда чаще слышала церковные гимны, чем детские сказки. Но хотя окружение, а также собственная бабушка-методистка привили девочке уважение к Богу, религия вызывала у нее не меньше вопросов. Одинокий, болезненный и очень талантливый ребенок не понимал, если всевышний такой добрый, почему вокруг нее так много непонимания, горя и зла.

-2

Стеснительность и неуверенность в себе разрушила первый брак Маргарет, которая снова оказалась одна да еще с маленьким ребенком на руках. В 50-60-е годы, когда толерантность была существенно ниже, разведенным женщинам трудно было устроиться на работу, а тем более зарабатывать с помощью творчества.
Поэтому когда в ее жизни появился обаятельный и уверенный в себе Уолтер Кин, поддаться его чарам было так легко. Он обладал потрясающим талантом предпринимателя, а потому начал красочно и убедительно предлагать достаточно неординарные работы своей жены. Маргарет привыкла к тому, что ее картины, в том числе портреты, которые она рисовала в сквере, не пользуются особым спросом, поэтому спокойно позволила Уолтеру продавать их.
Фамилия у супругов была одна, а потому Маргарет не знала, что Уолтер присваивает себе авторство ее работ. Между тем, картины расходились с молниеносной быстротой и за баснословные деньги. Уолтер стал штамповать репродукции, превращать их в открытки, календари и даже кухонные фартуки для тех, кто не может позволить себе приобрести оригинал.

Маргарет и Стенли Кин
Маргарет и Стенли Кин

Деньги потекли рекой, но тратил их Уолтер преимущественно на собственные наслаждения. На робкие попытки Маргарет разобраться в ситуации Уолтер обвинял ее в отсутствии коммерческой жилки и неумении преподнести себя в обществе. На тех редких светских мероприятиях, куда он брал ее с собой, он категорично попытки жены заговорить с кем-то. Поклонникам Уолтер представлял ее обычной домохозяйкой, собственным подмастерьем, подающим ему кисточки и смешивающим краски.


Мошенница или жертва
Со времен Уолтер Кин буквально помутился рассудком от свалившейся на него славы и богатства. Боясь разоблачения, он запретил жене общаться с подругами, выходить из дома, а также, угрожая дочери Маргарет от ее первого брака, претендовать на авторство.
Когда их супружеский дом наводнили женщины легкого поведения, Маргарет не выдержала и сбежала из дома на Гавайи, ассоциировавшиеся у нее с безмятежностью и покоем. Там она встретила новую любовь, а заодно близко сошлась со свидетелями Иеговы, которые помогли женщине поверить в себя.

-4

При поддержке новых друзей и нового мужа Маргарет Кин сначала выступила на радио, на всю страну объявив бывшего мужа тираном и мошенником, а затем и подала на него в суд. Трудность заключалась в том, что они с Уолтером были супругами, подтверждения фактов насилия у Маргарет не было, а потому доказать кражу авторства было не так просто.
Таким образом, в суде было слово одного обиженного супруга против другого. Тогда судья поставил перед обоими чистые холсты и дал час на создание картины. Маргаре справилась с заданием раньше установленного срока, тогда как Уолтер, сославшись на боль в плече, не смог сделать ни единого мазка.
Художница выиграла процесс, но общественность разделилась на два лагеря: кто-то восхищался ее талантом и мужеством, кто-то считал или мошенницей наравне с ее мужем, или инфантильной домохозяйкой, которая не могла противостоять собственному мужу. Уолтеру по окончании суда было диагностировано тяжелое психическое расстройство, а вот к ее долготерпению издевательств мужа до сих пор много вопросов.

Маргарет Ким- фото из Википедии
Маргарет Ким- фото из Википедии

Значение в культуре
Пугающие, замораживающие, грустные и философские картины Маргарет Кин не могли не оказать влияние на современную культуру. Коллекционные куклы Блайз, имеющие внутри головы механизм для изменения направления взгляда, отличаются характерным задумчивым видом и большими глазами, как дети на картинах Маргарет Кин. Эту же идею позаимствовала известная художница Сью Линг Ванг для своих уникальных фарфоровых кукол, каждая из которых изготавливается в единственном экземпляре.
Экстравагантный режиссер Тим Бертон, близко знакомый с Маргарет Кин, использовал в своих кинокартинах определенные характерные черты ее произведений: в облике персонажей мультфильма «Кошмар перед Рождеством», в виде очков у героя Джонни Деппа в «Чарли и шоколадная фабрика». Дружба с ней вдохновила режиссера на фильм «Большие глаза», снятый настолько достоверно, что сама художница не смогла смотреть его без слез.

Тим Бертан и картина М.Кин
Тим Бертан и картина М.Кин

Сейчас Маргарет Кин 93 года и она по-прежнему рисует. Только теперь на ее картинах не грустные, а смеющиеся дети, чьи большие глаза светятся от счастья.