Репатриация — ответственный шаг для каждого еврея. Тем сложнее принять решение покинуть Израиль и вновь поехать куда-то в поисках новой жизни. Но, несмотря на это, переселенцы продолжают мигрировать из страны и делают это по нескольким причинам: одних не устраивает слишком тесная связь между религией и повседневной жизнью, другие не могут найти себе достойную работу, большая часть же сетует на своеобразие израильского общества, где все решают связи и профессиональный рост невозможен в силу небольших размеров страны и процветающего кумовства на всех ее этажах.
Большинство репатриантов из стран СНГ в Израиле устраиваются на работу в сферу услуг: сказывается незнание языка и отсутствие связей в обществе. Поэтому не удивляйтесь, если встретите на израильском телевидении популярные мемы и сатирические скетчи про засилье русскоговорящих репатриантов на должностях охранников и уборщиц.
Когда-то в это колесо попал и я — семнадцатилетним, после переезда, мне пришлось устроиться в местную пекарню, где вместе с арабами я месил тесто на 12-часовых ночных сменах, чтобы утром свежие круассаны оказались на столах местных жителей.
К своему незавидному положению русские переселенцы пытаются относиться с юмором и иронией. Долгое время я с интересом наблюдал за одним уже немолодым уборщиком-репатриантом, который, как мне казалось, принципиально каждый день приходил на работу во всем белом, выставляя напоказ всю абсурдность ситуации: по рассказам, в России он имел ученую степень, но, переехав в Израиль, не смог устроиться по специальности.
Действительно, обладателей дипломов из стран бывшего СССР чаще всего ждет скептическое отношение со стороны местных жителей: большинство из них почему-то уверены, что эти бумаги куплены на черном рынке и не имеют под собой никакой профессиональной основы для трудоустройства.
Вдобавок ко всему, в Израиле довольно скромные показатели экономики, и попросту мало рабочих мест. Кроме предприятий в сфере IT и инновационных сельскохозяйственных компаний — остальные отрасли экономики страны находится на невысоком уровне, а несоответствие уровня зарплат и стоимости жизни резко отличается от созданных условий в странах Северной Америки и Европы. К примеру, 10 лет назад чтобы взять ипотеку, было необходимо внести 40% от общей стоимости жилья. И хотя в последнее время первоначальная сумма опустилась до 25%, это все еще неподъемная задача для большинства: сейчас средняя стоимость недвижимости для всей семьи на израильском рынке составляет порядка $1 млн.
Новая миграционная политика властей предусматривает увеличение населения страны до 15 млн человек к концу столетия: для реализации этой программы были выделены значительные средства на поддержку вновь прибывших евреев и расширены возможности по их адаптации. Но, несмотря на принятые правительством меры, сейчас Израиль по-прежнему стремится покинуть большая часть светской молодежи, обладающей высшим образованием.
Мне повезло больше других, и сразу по окончании факультета журналистики, я получил приглашение на работу в самое известное рекламное агентство страны. Единственная причина, почему это произошло: на тот момент в Израиле появилось много русскоязычных рекламодателей и руководство решило расширить штат за счет выпускника, владеющего русским языком.
Стоит отметить, что сейчас кроме тех, кто спустя некоторое время покинул Израиль в поисках лучшей жизни, ни один из моих сокурсников по специальности не работает,
Проработав в рекламной фирме некоторое время, вернулся в Россию и я, где мне предложили занять место начальника отдела в одном из крупных коммерческих банков. Похожие перспективы ждали и моих друзей, получившие выгодные предложения о работе и переехавших в другие страны на жительство. В итоге все это рано или поздно приводит к вымыванию ценных специалистов из экономики Израиля и замене их менее квалифицированными, но зато «своими» кадрами.
Что предпочесть в таких условиях начинающему свою жизнь в Израиле молодому репатрианту: перспективы личного благополучия или интересы еврейского общества?
На этот вопрос каждый отвечает сам, принося в жертву либо собственные амбиции, либо жизненный комфорт, которого он по большей части оказывается лишен, оставаясь жить в Израиле.
Оглавление:
— Почему в Израиле одиноки мужчины, а не женщины.
— Как уживаются представители ЛГБТ и ортодоксальные евреи в Израиле?
— Остался ли престиж службы в израильской армии?
— Существует ли бытовой антисемитизм в России сейчас?
— Раствориться или интегрироваться: можно ли починить «плавильный котел» в Израиле?
— Почему вы теряете детей, выросших в Израиле.
— Собирательный портрет автора.